Публикации / Глава I. СТАРЕЙШИЙ ХРАМ СИМБИРСКОЙ УЛИЦЫ

Глава I. СТАРЕЙШИЙ ХРАМ СИМБИРСКОЙ УЛИЦЫ


Тематические группировки
УТРАЧЕННЫЕ СВЯТЫНИ СИМБИРСКОЙ УЛИЦЫ (УЛИЦЫ КОМСОМОЛА)

На углу Симбирской и Тихвинской улиц, 9 располагалась церковь во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Спасо-Бочаринская церковь). Одна из первых на Выборгской стороне, она была построена еще в 1714 году в Бочарной слободе по повелению Петра I.
Старейшее из архивных дел Центрального Государственного исторического архива Санкт-Петербурга, относящееся к этому храму, датируется 12 мая 1735 года (фонд 19, оп.1, д.1380), т. е. времени правления Анны Иоановны. Документ, написанный вязью, а потому трудно читаемый, содержит информацию о прошении, поступившем в Правительственный Синод из Адмиралтейской коллегии.
В нем говорится о том, что при церкви Святых Древ на Бочарной улице при Пильной мельнице «полотняная часовня» во имя святого Николая Чудотворца обветшала и содержится просьба дать разрешение взамен обветшавшей построить новую деревянную часовню «во имя святой живоначальной Троицы» с пределом Николая Чудотворца.1
Такое разрешение от Санкт-Петербургского духовного управления было получено2 и новая часовня была возведена 26 сентября 1735 года3. 25 ноября того же года последовало заявление в Синод от священника Павла Иванова о том, что вновь построенный храм до сих пор не освящен из-за болезни «протопопа Иосифа Седневского, которому было поручено то освящение»4.
Духовное управление своим решением от 28 ноября 1735 года приказало освящение новопостроенной часовни провести протопопу Иоанну Семенову5. Наконец, 2 августа 1736 года последний докладывал в Духовное управление, что «чиноположение сей часовни провел»6.
Сама же Спасо-Бочаринская церковь была деревянная, однопрестольная, освящена она была еще 1 августа 1714 года, а через тридцать лет, когда она обветшала, в 1744 - 1745 годах, на деньги купцов Дмитрия Лукьянова и Фёдора Зотова на месте обветшавшего храма по проекту И. Я. Шумахера была возведена новая деревянная церковь, освященная в 1745 году. Но и она простояла недолго.7 Через несколько лет вновь построенное здание было повреждено молнией.8 В 1749 - 1752 годах на месте деревянной была построена каменная двухэтажная церковь в стиле барокко. Она была освящена 7 февраля 1752 года: главный престол и два придела во имя Тихвинской иконы Божией Матери и во имя Священномученика Антипы. После расширения 20 июня 1761 г. был освящен придел во имя Трех Святителей, а 4 ноября 1767 г. была освящена и верхняя Спасская церковь.9 В это время, около церкви существовало кладбище. Верхнюю церковь, напоминавшую по плану постройки М. Г. Земцова, перекрывал низкий свод с двумя рядами колонн, поставленных попарно. Зал пересекал поперечный неф, благодаря чему помещение казалось более просторным.10
В 1828 г. к церкви была пристроена паперть, а в 1832 г. над входом выстроена колокольня, которую в 1902 году заменили новой, трехъярусной.11 (см. приложение 1).
Деревянная церковь к тому времени была отремонтирована и перенесена на Сенную площадь.12
В фонде 513, оп.102, мы просмотрели дело №3054, из которого мы можем составить представление обо всех перестройках, которые проходили на участке Спасо-Бочаринской церкви более чем за 70 лет, с 1827 по 1899 годы.
Первый проект на «перестройку паперти церкви святого Спаса на Выборгской стороне» был рассмотрен на заседании Комитета для строений и гидравлических работ 10 мая 1828 года и одобрен им. Интересно, что этот документ подписан членом Комитета В.П. Стасовым.13
К делу приложен план участка и изображение бокового фасада храма, при котором и была задумано возведение новой паперти.14
В последующие 1830-е годы сначала тем же Комитетом, затем в 1840-1860-е годы Управлением путями сообщений и публичных зданий, наконец Техническим Комитетом Городской управы были рассмотрены проекты перестройки или ремонта различных деревянных служб при церкви взамен обветшавших или сгоревших. Их планы приводятся в деле.15 Так, 31 декабря 1864 года был «высочайше утвержден» фасад новой каменной часовни с оградою, предполагаемой к постройке при церкви Спаса Происхождения Честных Древ. Под документом стоит подпись управляющего путями сообщений и публичными зданиями инженер – генерал – лейтенанта Мельникова,16 как известно автора проекта Николаевской железной дороги, соединившей Петербург и Москву. 23 августа 1865 года общим присутствием правления 1 округа Путей сообщения было дозволено «перестройка сторожки к каменной часовне»17. В последующих документах за 1870-е годы уже Техническим Комитетом Санкт-Петербургской управы были рассмотрены и одобрены проекты постройки деревянных одноэтажных служб,18 деревянного двухэтажного флигеля, о двух лестницах19, и наконец, 10 декабря 1899 года четырехэтажного с подвальным этажом каменного дома и каменных служб при нем на месте предполагаемого к сломке сарая. 20 В деле приводятся поэтажные чертежи этого дома, изображение его фасада. Под планом стоит подпись архитектора Н. Еремеева.21
В самом сжатом виде изменения, происходившие в самом храме, прослежены нами также за 70 лет.
В 1840 г. по проекту А. Я. Андреева на углу были выстроены каменная ограда и часовня. Последняя подверглась перестройке спустя четверть века при ремонте храма. Ее прекрасный барочный иконостас остался при этом нетронутым. В 1880 - 1881 годах храм был значительно обновлен. В нижнем этаже, где размещались приделы во имя Тихвинской иконы Божией Матери и священномученика Антипы, были установлены фарфоровые иконостасы из фаянса, изготовленные на фабрике Михаила Савиновича Корнилова, местного прихожанина. Это был первый иконостас такого рода, позже вызвавший подражания. В 1889 г. отремонтировали верхнюю церковь, превратив ее в теплую. В верхнем храме стоял прекрасный деревянный иконостас середины XVIII века с хорошо сохранявшейся резьбой. На хорах находилась церковь во имя Николая Чудотворца, устроенная фабрикантом Роговиковым, позже перенесенная в его дом у Пустого рынка.
В 1902 году по проекту Н. Н. Еремеева церковь была увеличена пристройкой новой отдельной трёхъярусной колокольни, где внизу на средства купца А. А. Денисова в конце 1906 г. был устроен придел преподобного Авраама Затворника со склепом.22 В 1908 - 1909 гг. на углу Минеральной и Тимофеевкой улиц (ныне ул. Ватутина) по проекту Еремеева была построена каменная Богословская часовня, заменившая деревянную. Еще раньше, в 1901 - 1902 гг., на углу Безбородкинского проспекта и Тимофеевской улицы была выстроена по проекту Ю. Рейнера часовня св. Александра Невского.23 Кроме того к храму была приписана церковь на Богословском кладбище.
С 1873 при церкви работало благотворительное общество, содержавшее бога¬дельню, приют и школу и имевшее свой домовый храм. С 1915 настоятелем храма был отец Павел Васильевич Раевский, который, кро¬ме Духовной академии, закончил Археологический институт и с ноября 1916 возобновил бого¬служения на финском языке, подготовляя создание в столице отдельного прихода для четырех тысяч православных финнов. В приходе устаивались три крестных хода 7 июля - на патронный завод, 1 августа - к Новому арсеналу для водосвятия,15 августа - по округе.25
30 сентября 1873г. в приходе церкви Спаса Происхождения Честных Древ основано Общество вспоможения бедным. В приходе состояли работники Патронного и Арсенального заводов, Фарфоровой фабрики братьев Корниловых и другие предприятия окраин Выборгской стороны. (см. приложение 2).
В 1885 общество получило в дар от потомственного почетного гражданина Никиты Федоровича Козьмина и его супруги Марии Трофимовны два деревянных дома и 10 тысяч рублей на устройство благотворительных заведений. В 1890 по завещанию Козьмина обществу поступило еще 10 тысяч рублей. На эти средства на Безбородкинском пр. (ныне Кондратьевский пр., 25) выстроили новое трехэтажное каменное здание по проекту архитектора Н. Н. Еремеева с домовой церковью во имя св. Никиты Мидикийского – святого покровителя Козьмина. Здесь расположились Богадельня и приют для детей имени Никиты и Марии Козьминых, а также начальная школа. В 1910 в заведениях Козьминых призревалось 12 мужчин, 9 женщин и 7 девочек. В 1910-е председателем общества был И. Я. Соколов, секретарем – его брат священник В. А. Соколов. В настоящее время в здании располагается отделение милиции.26
Судьбу Спасо-Бочаринской церкви после Октября 1917 года прослеживается по материалам фондов 1000, 1001, 7384 и 148 Центрального Государственного исторического архива Санкт-Петербурга. В них содержатся документы, охватившие период с сентября 1921 по апрель 1934 года.
В сжатом виде эти материалы представлены в справочнике Н.Ю. Черепниной и М.В. Шкаровского «Православные храмы Санкт-Петербурга».27
После Октябрьской революции 1917 года церковь на 9 лет была передана «обновленцам»28 и оставалась обновленческой до 1926 года. В августе этого года она была возвращена к Патриаршей церкви.29
В первые послереволюционные годы настоятелем церкви по-прежнему служил Павел Васильевич Раевский, 1921 по 1922гг. – Апполинарий Александрович Волоцкой. Последним настоятелем храма Спаса Происхождения Честных Древ с 1930 по 1932гг. был Павел Ефимов.30 Ему-то и пришлось испить до дна горькую чашу уничтожения храма.
О начале преследования верующих в это время свидетельствует хранящийся в одном из выше названных дел акт о задержке у церкви торговца религиозной литературой и крестиками. Произошло это 9 июля 1931 года.31
За месяц до закрытия церкви, 27 декабря 1931 года, она была передана верующим, о чем свидетельствует договор, о передаче храма в руки «двадцатки». В деле также имеется протокол заседания «двадцатки» о выборах ее членов и заявление о предстоящих богослужениях.32 Однако судьба Спасо-Бочаринской церкви властями уже была предрешена.
В ЦГА СПб хранятся документы об ее закрытии: Выписка из протоколов президиума Выборгского райсовета,33 областной комиссии по вопросам культов,34 президиума Ленсовета о закрытии и сносе здания.35 Здесь содержатся акты о передаче церковного имущества райсовету, в Госфонд, хозяйственному отделу ОГПУ, в Русский музей,36 акты об отборе литературы в ленинградское отделение Центральной книжной палаты и о передаче двух икон и серебряного креста в Сампсониевский собор,37 справка о ликвидации церкви на основании постановления Президиума ВЦИК,38 наконец, справка секции революционной законности Выборгского района от 10 апреля 1934 года о том, что на месте церкви разбит сквер.39 Большой интерес для исследователя представляют инвентарные описи имущества40 и акты о его проверке, списки, справки о проживании членов «двадцатки», заявления о приеме и выхода из ее состава, анкеты членов причта 1930-1932 годов.
Церковь была закрыта в марте 1932 г. и тем же летом снесена, ее уникальное внутреннее убранство уничтожено. Две иконы были переданы в Сампсониевский собор, остальные в Госфонд и Русский музей. Ныне на месте храма разбит сквер. http://al-spbphoto.narod.ru/Hram/spas-bochar.jpgНо это не единственная церковь, которая стояла на Симбирской улице.41
По воспоминаниям моей прабабушки уничтожение Спасо-Бочаринской церкви было большим горем для всех верующих Симбирской и примыкающих к ней улиц. Ведь с этим храмом были связаны многие поколения жителей Выборгской стороны. Моя прабабушка со слов своей матери, моей прапрабабушки, рассказывала, что в воскресные и праздничные дни, в эту церковь жители, празднично одетые, приходили целыми семьями с детьми. А мелодичный звон колоколов Спасо-Бочаринской и других храмов наполнял все пространство Симбирской улицы. Сама же улица словно осиротела, лишившись не только своего духовного центра, но и архитектурной доминанты.
Еще одной почитаемой святыней Симбирской улицы была построенная в «византийском стиле» церковь при Доме призрения Тименкова – Фролова. Судьба ее была такой же трагичной, как и Спасо-Бочаринской церкви.

Персоны
Вишневская Александра Ульяновна
Травина Александра Ивановна

География
Санкт-Петербург г./Комсомола ул.

Предметный указатель
Церковь во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Спасо-Бочаринская церковь)