Публикации / Заключение

Заключение


Тематические группировки
Имя в истории города. (жизненный и творческий путь С. Л. Закликовской)

Задачи, поставленные в начале исследования, в целом выполнены. Мне удалось проследить жизненный и творческий путь С.Л. Закликовской, впервые составить её родословное древо (см. приложение № 1) и летопись жизни и творчества (см. приложение № 16), выявить круг художников, с которыми был связан наиболее яркий и продуктивный период её творческой деятельности, адреса Софьи Людвиговны в нашем городе, проанализировать наиболее яркие её картины и установить место их нахождения, наконец, подготовить буклет, посвящённый С.Л. Закликовской.
Быть может, со временем удастся организовать в Русском Музее первую персональную выставку работ Софьи Людвиговны. Это будет достойная дань памяти художника.
Во время написания этой исследовательской работы мне удалось прикоснуться к таинству Генеалогии, узнать много нового о своих предках: где они жили, чем занимались; я изучила множество интереснейших исторических документов: адрес-календари и памятные книжки разных губерний Российской империи, различную историческую литературу, ознакомилась с семейным архивом. Хотя для этой работы мне нужно было проследить биографию только Софьи Людвиговны Закликовской, но меня так увлекло это занятие, что я начала изучать свою родословную и по другим линиям, вплоть для седьмого поколения. Открывая семейные альбомы, я теперь внимательнее вглядываюсь в лица на пожелтевших фотографиях, ищу в них свои черты, пытаюсь представить, о чем мои предки радовались и печалились. Интересно, какими они представляли нас, своих далёких потомков? Теперь я начинаю понимать, сравнивая историю рода с деревом, что любой, самый красивый, молодой побег непременно засохнет, если обрубить его корни.
И ещё один результат моей работы: я узнала много нового в малознакомой мне раньше области искусства периода 1920-1970-х годов.
Мне удалось погрузиться в атмосферу творчества и жизни П.Н.Филонова и его единомышленников.
Я ознакомилась с работами некоторых других художников этого времени и поняла, что была бы рада изучать эту тему и в дальнейшем.
Я убедилась, что в развитии искусства, также как в развитии генеалогического древа, невозможно развитие и существование молодой поросли без корней, поэтому в будущем мне хочется изучить те течения, которые породили поколение филоновцев и его современников.
В этой работе мне хотелось обозначить место Софьи Людвиговны Закликовской в искусстве, вернуть утраченное имя в историю нашего города.
В ходе поиска мне помогли многие люди: это и мои близкие ( мама, бабушка – Ирина Иннокентьевна Ятлинко, двоюродная бабушка – Кира Иннокентьевна Суворова), бережно сохранившие память о прабабушке, сотрудники Российской Национальной библиотеки, музея Петербургского авангарда, научно-исследовательского музея Академии Художеств и Государственного Русского Музея, а также Тамара Семёновна Андрушкевич– старший научный сотрудник Государственного Музея города Пскова. Всем им я выражаю свою благодарность.
Особую же благодарность я хочу высказать своим научным руководителям В.И. Аксельроду и А.Д. Ерофееву.