Публикации / 50 лет со дня первого телевизионного вещания в г. Иркутске (31 декабря 1957 г.)

50 лет со дня первого телевизионного вещания в г. Иркутске (31 декабря 1957 г.)


Тематические группировки
Радиовещание, телевидение и связь

В мае 1957 г. началось строительство Иркутского телецентра. Его окончания с нетерпением ждали жители Иркутска, Ангарска, Усолья-Сибирского, многих сельских поселений Иркутского, Эхирит-Булагатского районов, заранее покупали ещё тогда примитивные телевизоры, гордились, что Иркутская область одной из первых в азиатской части страны получит своё телевидение. Над городом росла ажурная телевизионная башня. Имена руководителей стройки произносились уважительно, с ноткой почтения.
…И вот приблизился конец 1957 г. 31 декабря вспыхнули экраны телевизоров в квартирах телезрителей и совершилось чудо: к ним домой пришло кино, Иркутская студия телевидения (ИСТ) начала первую передачу. Она называлась праздничной передачей. С началом вещания пришли поздравить телезрителей создатели фильма «Тихий Дон», и среди них Элина Быстрицкая. Открывала студию диктор Капитолина Мыльникова, за пультом – режиссёр Раиса Курбатова и ассистент режиссёра Дея Солодова. Работала всего одна телекамера, управлял ею ещё внештатный телеоператор Ольгерд Маркевич. А затем телезрители увидели свой любимый фильм «Карнавальная ночь». В крохотной телестудии было жарко от осветительных приборов, тесно, празднично!
Специалистов телевизионщиков – как техников, так и творческих работников – в Иркутске не было. Первым директором телецентра стал начальник его строительства инженер-связист Леонид Токарский, некоторые участники строительства подготовились и стали техниками, в творческую группу студии телевидения пришли бывшие работники газет, писатели, радиожурналисты, учителя. Теперь многие из них называют первые годы работы на телевидении «золотой порой детства». В постоянном поиске неведомых «форм и способов показа» находились все – журналисты и режиссёры, телеоператоры и художники, им всячески помогали более опытные директор телестудии Георгий Поносов и главный редактор Тамара Шешукова.
Техническая база начального периода была предельно простой: телекинопроекционная, малая студия (50 кв. м) и две громоздкие телекамеры. Сразу же началась пора технического совершенствования, которая никогда и не прекра-щалась. В течение года появились пять камерных каналов. Вступила в строй большая студия (300 кв. м), проявочная машина (первые киносюжеты проявлялись в обыкновенных кастрюлях, и киноплёнка, прихваченная бельевыми прищепками, сушилась на верёвках).
В 1959 г. вступила в строй первая передвижная телеви-зионная станция, начались внестудийные передачи с места событий из разных районов Иркутска и его окрестностей. Это значительно расширило творческие возможности студийцев. Они работали увлечённо, настойчиво, не жалея сил, и популярность вещания росла.
Телезрители любили своих первых дикторов Капитолину Мыльникову, Фариду Тагирову, Валентину Быстрову, знали редакторов и ведущих передач: Нелли Петрову и Галину Шмулевскую, Павла Забелина и Льва Перминова. Многие телевизионщики были известны и прежде: Нина Коваль пришла из Восточно-Сибирского книжного изда-тельства, Михаил Калихман был фотокорреспондентом «Восточно-Сибирской правды», Юрий Четин, Михаил Поплавский, Юрий Костомаров пришли из Восточно-Сибирской студии кинохроники. То, что они, заметные в области и раньше, пришли работать на телевидение, вселяло уверенность, что иркутское телевидение будет расти и развиваться. Появились постановочные передачи, в которые вводились инсценированные эпизоды в исполнении актёров, спектакли, которые часто готовились студией телевидения по произведениям иркутских писателей: «Деньги для Марии» и «Живи и помни» В. Распутина, «Плеть о двух концах» Г. Николаева, «Время стрекоз» А. Шастина и другим. Крупные постановочные работы, телевизионные спектакли требовали и творческой смелости, и умения решать сложные задачи телевизионного воплощения авторской мысли.
В режиссёрской группе телестудии работали и режиссёры с театральным опытом (Ю. Девитте, Г. Люстрицкий. Р. Курбатова, В. Киц-Ковязин, В. Хазарова), и быстро росли творческие возможности молодых (Э. Безобразова, Г. Гроссман, З. Елисеева, М. Аристова, Л. Баликова, Н. Золотуева, И. Солодова). В оформление постановочных передач и спектаклей неоценимый вклад вносили художники студии Владимир Калинин, Николай Пакулов – создатель целой галереи кукольных персонажей, в том числе любимой детьми куклы Нерпуши. Подлинным украшением экрана были гравюры замечательного иркутского художника Георгия Леви.
Каждая главная редакция вела постоянные циклы:
– общественно-политических передач (гл. ред. М. Воронова): «Трудовые династии», «Откровенный разговор», «Час письма»;
– передач художественного вещания (гл. ред. А. Андреева): «В мастерской художника», «Моя земля», «Студенческая планета», «Моя Родина – СССР», «Мой дом – моя Сибирь», «Вечера в доме декабристов».
В подготовке передач принимали участие известные писатели, художники, руководители предприятий, учёные, передовики производства. М. Сергеев был постоянным ве-дущим передачи «С Иркутском связанные судьбы», А. Кобенков – «Сибирская лира», И. Харкеевич – «Звучащая летопись».
Фабрикой новостей называли службу информации. В разные времена информационная передача называлась по-разному: «Новости», «Трибуна новостей», «Приангарье», «Курьер», «Вести», но все работавшие в ней считали, что «…новости – это своеобразный локомотив, который тянет весь телевизионный состав». Лучшие из лучших – Николай Видонов, Владимир Новиков, Владимир Хомутов, Влади-мир Кодкин, Вилен Филиппов, Владимир Коложвари исповедовали в своей работе самые высокие требования: мобильность, оперативность, точность, ответственность. Их жизнь и работа были поистине подвижнической, их девиз – «Есть журналист, есть событие».
Особую роль в освещении бурно развивающейся промышленности области играла кинокорреспондентская сеть. Развитая сеть информационных источников позволяла постоянно находиться в эпицентре всех значительных событий региона. Главная редакция подготовки сюжетов для Центрального телевидения фактически была элитной ча-стью информационной службы телевидения. Её усилиями ежемесячно готовилось 25 киносюжетов для Центрального телевидения, практически все они выходили в программе «Время».
Иркутская студия телевидения выдавала в эфир 650 часов собственных передач в год, больше, чем любая телестудия Российской Федерации, кроме, разумеется, Ленинградской, готовила специальные программы для Центрального телевидения.
Особым подразделением студии телевидения была главная редакция фильмопроизводства. Она выпускала в годы своего расцвета, когда главным редактором был Александр Голованов, пять-шесть документальных телефильмов в год. Многие из них становились призёрами всесоюзных фестивалей, многократно показывались по Центральному телевидению и зарубежными телевизионными компаниями. Первый фильм «Три капитана» о ленских речниках снял режиссёр Теофил Коржановский. Много и интересно работал в фильмопроизводстве режиссёр Владимир Самойличенко. Ну, а лучшим кинооператором, пожалуй, был Борис Шуньков. Он снял 14 телефильмов, его фильм «Моя Тофалария» называли визитной карточкой Иркутской телестудии, а на первом Байкальском кинофестивале «Человек и природа» он удостоен «Гран-при» за фильм «Зона затопления».
Традиция снимать хорошие фильмы не угасла и теперь, хотя фильмопроизводство как таковое и прекратило свое существование. В последние годы подготовлен и снят сериал из пяти фильмов «Сибирские дивизии. Засекречен-ный подвиг», посвящённый 60-летию Победы в Великой Отечественной войне (автор А. Голованов, режиссеры Л. Черепанова и М. Аристова, редакторы Л. Гунин и М. Филатова, кинооператор В. Яковлев). Впервые с телеви-зионного экрана прозвучало развернутое повествование об участии сибиряков в войне 1941–1945 гг. Первая же серия «Сибирь стояла под Москвой» стала номинантом национально-телевизионной премии ТЭФИ. Последующие фильмы стали лауреатами многих всероссийских конкурсов. И это не единственный пример. Телефильм «На родине» о Валентине Распутине и его земляках, снятый в 2002 г. (ав-тор М. Филатова, режиссёр М. Аристова, кинооператор В. Яковлев), также отмечен национальной премией ТЭФИ. Призёрами всероссийских конкурсов стали фильмы «”Черное” море моё», «Святитель Иннокентий Иркутский» и др.
В 1977 г. на иркутской телестудии трансляцией с площади им. Кирова 7 ноября началась эра цветного телевидения с помощью передвижной станции цветного телевиде-ния «Лотос». За следующие два года усилиями технических служб был обеспечен полный переход на цветное изобра-жение. В 1991 г. была осуществлена сложнейшая прямая передача телемоста Иркутск – Исикава (Япония), в которой одновременно использовались три спутника земли. Готовили и вели трансляцию совместно специалисты Иркутского телевидения и японской телекомпании «ЭН ЭЙЧ КЭЙ» города-побратима Канадзава. Главным координатором с нашей стороны выступила Людмила Хочунян, технической частью руководил главный инженер радиотелецентра Вла-димир Сущинский, а репортаж вела наш редактор Анастасия Зайцева.
Развитие технической базы продолжается и сегодня, пришла пора новых цифровых технологий. За последние годы изменился характер областного телевидения – и это естественно: время меняет всё. Теперь информация стала подлинным локомотивом вещания. Всероссийская государственная телерадиокомпания выстроила единую информа-ционную программу страны «Вести», в которую вливаются программы местных студий телевидения. Двенадцать раз в будние дни в неё встраивается титр «Местное время. Вести – Иркутск. События недели». Иркутская программа пользуется успехом. Её ждут телезрители. Это подтверждают не-зависимые исследователи рейтингов. Закрытое акционерное общество «Гэллап медиа» неизменно фиксирует первое место иркутских «Вестей» среди других информационных программ региональных студий.
Коллектив иркутских телестудийцев по-прежнему полон творческого энтузиазма и служит верой и правдой сво-ему главному арбитру – телезрителю Иркутской области.

В. П. Комаров

Литература

Андреенков, С. К началу эксплуатации телецентра в Иркутске // Сов. молодёжь. – 1956. – 17 окт.
Сысоева, В. Радость труда // Сов. молодёжь. – 1956. – 13 нояб.
Репортаж со строительства иркутского телецентра.
Токарский, Л. Телевизионный центр в Иркутске // Вост.-Сиб. правда. – 1957. – 28 февр.
О строительстве телецентра.
Поносов, Г. К началу телевизионных передач в Иркут-ске // Вост.-Сиб. правда. – 1958. – 14 янв.
Дубровин, С. Дорогой творчества // Вост.-Сиб. правда. – 1967. – 30 дек.
Баженов, С. Четверть века на голубом экране // Вост.-Сиб. правда. – 1982. – 23 дек.
Комаров, В. В ногу со временем // Вост.-Сиб. правда. – 1982. – 24 дек.
Волкова, С. Дом под телевышкой : [к 40-летию иркут. ТВ] // Говорит и показывает Иркутск. – 1997. – 28 марта. – С. 4.
Вчера, сегодня, завтра // Вост.-Сиб. правда. – 1997. – 25 дек.
Гладких, Л. Этот дом мне очень дорог… : к 40-летию Иркут. студии ТV // Говорит и показывает Иркутск. – 1997. – 5 сент. – С. 4 : ил.
О Д. В. Солодовой, режиссере Иркутской студии ТВ.
Зонов, А. Наши старания не напрасны // Говорит и показывает Иркутск. – 1997. – 6 июня. – С. 4.
О работе на иркутском телевидении в 1965–1997 гг.
Иркутской студии телевидения – 40 лет // Говорит и показывает Иркутск. – 1997. – 26 дек.
Подборка материалов к 40-летию Иркутской студии ТВ.
Нам – 40 лет! // Бирюс. новь. – Тайшет, 1997. – 31 дек.
Петров, И. Сколько лет, сколько зим… // Говорит и показывает Иркутск. – 1997. – 24 окт. – С. 4.
Сухаревская, Л. «Внимание! Показывает Иркутск!» Уже 40 лет… // СМ-Номер один. – 1997 – 26 дек.
Травникова, Г. Когда мы были молодыми // Говорит и показывает Иркутск. – 1997. – 12 сент. – С. 4 : ил.
Макаревич, Л. У истоков телевещания // Вост.-Сиб. правда. – 2001. – 17 окт. – С. 3.
О Л. М. Токарском, начальнике строительства телецентра, впоследствии возглавлявшем его до 1986 г.
Иркутскому телевидению – 45, 1957–2002. – Красноярск, [2002]. – [27 с.]
Ушаков, В. В. Иркутскому телевидению – 45 лет // Вост.-Сиб. правда. – 2002. – 28 дек. – С. 5.
Петров, И. К. Иркутское ТВ – страницы истории : (заметки б. ред. худож. передач) // Литера. – Иркутск : Оттиск, 2004. – Вып. 1. – С. 132–141.
Байшев, Н. Телерадиоцентр иркутский // Копейка. – 2005. – 11 марта (№ 9). – С. 12.
Мичурина, Н. Теледвижение // Вост.-Сиб. правда. – 2005. – 17 дек. (№ 270–271). – С. 4, 5.
Телевидение. Волшебный голубой экран // Музей связи времён. – Иркутск : изд. Сапронов, 2005. – С. 120–123.

Авторы
Комаров Виктор Петрович

Источники
Приангарье: годы, события, люди : календарь знаменательных и памятных дат Иркутской области на 2007 г. / сост. С. В. Горькова, ред. Л. В. Войлошникова (отв. ред.), М. М. Макарова, Л. А. Казанцева. – Иркутск : изд. Иркут. обл. гос. универс. науч. б-ки им. И. И. Молчанова-Сибирского, 2006. – 192 c.: ил.
180-188