|
Указатели
|
Публикации / ГЛАВА V. Завершающий этап жизни и творчества.
ГЛАВА V. Завершающий этап жизни и творчества.Тематические группировки
Имя в истории города. (жизненный и творческий путь С. Л. Закликовской)
Конец 1940-х – начало 1950-х годов С.Л.Закликовская посвящает дочерям. В голодное послевоенное время нелегко было одной поставить на ноги двоих детей. Софья Людвиговна с 1946 года работает художником в портретном цехе артели «Октябрь», которая располагалась по адресу: Думская ул., дом 9. В 1948 С.Л.Закликовская уволена из артели в связи с ликвидацией портретного цеха. В этом же году её зачисляют в портретный цех в качестве живописца в художественно–производственные мастерские треста «Ленгороформление». В 1948 году она работает на фабрике художественного оформления тканей, правда, всего лишь два месяца (см. приложение №12). В 1949 году Софья Людвиговна поступает на Живописно – скульптурный комбинат, на должность художника. Этот комбинат располагался в доме по адресу Большой пр. Васильевского острова ,64/5. Дом был построен в 1899 – 1908 годах по проекту архитекторов А.И.Богданова и С.О.Овсянникова в стиле эклектика. Здесь располагалась художественно-копировальная мастерская. 50 Единственная известная мне работа этого времени – «Натюрморт с фруктами» (частная коллекция). Контраст ярких, насыщенных красок с серыми петербургскими буднями за окном подчёркивает жизнерадостность этой работы. В 1960-1970-е годы в личной жизни Софья Людвиговна уже может опереться на помощь детей, поэтому всё свободное время она посвящает творчеству, к тому же в 1964 году она уходит на пенсию. С 1965 года много времени она проводит на новой даче в посёлке Берёзово Приозерского района Ленинградской области. Там появляется картина с изображением интерьера её дома (1966-1967 год). В последние годы жизни болезнь преследует художницу. Поэтому теперь она меньше покидает дом, пишет много натюрмортов. В них отражается оптимистичный настрой, который она не потеряла, пройдя сквозь тяжелые жизненные испытания и трудности. Картина «Интерьер мастерской» написана в последние годы жизни (1970-е годы, частная коллекция). Фотографии Софьи Людвиговны этого и других периодов жизни можно увидеть в Приложениях (см. приложение № 5-а). «Автопортрет» (1970-е годы, частная коллекция, см. приложение №14) подводит черту под всем творчеством художницы. Вглядимся в эти глаза… В них отражается мудрость, тоска по нереализованным возможностям. В сжатых губах выражается упорство в преодолении трудностей, встреченных ею на жизненном пути. Могла ли Софья Людвиговна предвидеть, что через 20 лет её картины будут находиться в музеях, выставляться на вернисажах, о ней будут помнить не только близкие? В 1975 году она скончалась (см. приложение №15), оставив после себя светлую память о себе и своём творчестве. Большинство её работ хранится в Государственном Русском Музее. Остальная же часть картин – в Государственном музее города Пскова, в частных коллекциях не только в России, но и за рубежом. Ведь именно она и остальные члены группы МАИ проложили дорогу новому искусству. Похоронена Софья Людвиговна Закликовская на Серафимовском кладбище. Софья Людвиговна скончалась, но картины её живут и поныне. Живут своей жизнью, спокойной и тихой. В этом я недавно смогла убедиться лично, посетив фонды Государственного Русского Музея. Я долго ждала этой минуты и вот, наконец, я иду по той загадочной лестнице, которая всегда так привлекает юных посетителей, ведь на ней написано: «Только для сотрудников». Вскоре я нахожусь уже в заветном помещении, где бережно сохраняются произведения моей прабабушки. Мне выпала возможность своими глазами увидеть картины, которые до этого я могла видеть лишь на репродукциях, некоторые же из них мне не доводилось видеть вообще: это дипломная работа Софьи Людвиговны «На Псковщине», «Пейзаж Комсомольска-на-Амуре», «Автопортрет». Это посещение помогло мне еще ближе познакомиться с творчеством С.Л.Закликовской, погрузиться в атмосферу её жизни. Мне было очень приятно увидеть, что работы Софьи Людвиговны не забываются. Хочется поблагодарить всех сотрудников фондов Русского Музея за их трепетность и заботу к произведениям искусства. Отдельно же я хотела бы поблагодарить Алису Борисовну Любимову – хранителя фонда, которая помогла мне совершить чудесное путешествие по картинам моей прабабушки. |
|