|
Указатели
|
Публикации / Введение
ВведениеТематические группировки
УТРАЧЕННЫЕ СВЯТЫНИ СИМБИРСКОЙ УЛИЦЫ (УЛИЦЫ КОМСОМОЛА)
Хотя я живу и учусь сейчас в Красногвардейском районе, с этой улицей были связаны многие поколения моей семьи. Моя прапрабабушка - Голубева Ольга Васильевна и прабабушка – Гусева Галина Константиновна еще застали время, когда на бывшей Симбирской улице стояли несколько храмов. В советское время все они были разрушены. Целью этой работы является воссоздание истории храмов, некогда существовавших на Бочарной, Симбирской улице и связанных с ними благотворительных учреждений, а также постановка вопроса об увековечивании их памяти. В соответствии с этой целью я поставила перед собой следующие задачи: 1. Используя существующие энциклопедии, адресные книги, справочную и краеведческую литературу, архивные источники, дать очерк храмового строительства на улице, церковной жизни и благотворительной деятельности в XVIII – XX века. 2. Воссоздать историю закрытия и уничтожения храмов на улице Комсомола. 3. Разработать предложения по увековечению утраченных святынь. В поисках ответов на поставленные вопросы, я обратилась к литературе. В первую очередь, к энциклопедии христианских храмов «Святыни Санкт-Петербурга» В.В. Антонова и А.В. Кобака, справочнику Черепениной Н. Ю. и М.В. Шкаровского «Православные храмы Санкт-Петербурга 1917-1945 гг.», а также публикациям, посвященным этой улице в целом. Кроме того, мне с моим руководителем удалось просмотреть ряд дел в Центральном Государственном историческом архиве Санкт-Петербурга: в фонде 19 оп.1 и оп.13 по Спасо-Бочаринской церкви, в фонде 513, оп.65 и оп.102, а также фонде 535, оп.1 по церкви Святого Николая Чудотворца при Николаевской школе Императорского Патриотического общества. Наконец, в фонде 57, оп.1, оп. 799, оп.4 по церкви Блаженного Христа Ради Юродивого при Доме призрения Тименкова – Фролова. Еще одним источником стали воспоминания моей прабабушки. Наконец, я использовала интернет – ресурсы. Прежде чем рассказать о храмах, некогда существовавших на Симбирской (Бочарной) улице, напомню основные вехи ее истории. Улица Комсомола проходит от Арсенальной улицы до улицы Академика Лебедева. Первоначально здесь были две улицы, зафиксированные уже в документах Комиссии о Санкт-петербургском строении 1738г. Первая половина улицы, до современной улицы Михайлова, именовалась Бочарной, по находившейся здесь Бочарной слободе, в которой жили мастера бочарного производства. Вторая половина была Компанейской, так как на ней располагалось производство «Компании пивоваренных заводов». Однако к концу XVIII столетия производство пива на Выборгской стороне было свернуто, и в 1808 году Компанейская улица вошла в состав Бочарной.1 7 марта 1858г. Бочарную улицу переименовали в Симбирскую, по г. Симбирску (ныне Ульяновск). Тогда несколько улиц Выборгской стороны были названы по городам Поволжья; сейчас из них существуют Саратовская и Астраханская.2 В 1927 году улица в третий раз меняет свое название 22 апреля Симбирская улица получила новое имя - улица Комсомола.3 Это связано с тем, что здесь в доме №45 в 1917-1918 гг. располагался Союз молодежи Выборгской стороны, вошедший в октябре 1918г. в Российский коммунистический союз молодежи. С 1924г. последний назывался Российский ленинским коммунистический союз молодежи, а с 1926г. - Всесоюзным ленинским коммунистическим союзом молодежи.4 В предреволюционные годы на Симбирской улице было пять действующих храмов, как приходских, так и домовых при учебных и благотворительных заведениях и в тюрьме «Крестах». Каждой из этих церквей или часовен посвящена отдельная главка моей работы. Старейшей из них является церковь во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Спасо-Бочаринская). Ей посвящена первая глава исследования. Вторая глава рассказывает о церкви Блаженного Христа Ради Юродивого при Доме призрения Тименкова – Фролова. В третьей главе речь идет о домовой церкви Святого Николая Чудотворца при Выборгской (Николаевской) школе Императорского женского Патриотического общества. В четвертой главке дается информация о церкви Святого Благоверного князя Александра Невского в Михайловском артиллерийском училище. Наконец, заключительная глава посвящена церкви Святого Александра Невского на территории тюрьмы «Кресты». В приложении даются фотоматериалы, а также таблицы, в которых содержится информация о настоятелях храмов, благотворительных обществах, планы участков, где находились церкви и часовни. География
Санкт-Петербург г./Комсомола ул.
|
|