|
Указатели
|
Публикации / Вампилов Александр Валентинович (1937-1972)
Вампилов Александр Валентинович (1937-1972)Тематические группировки
Культура/Литература
Уже в первые годы освоения театрами драматургии нашего земляка вдумчивые, проницательные исследователи связали его творчество с традициями русской классической сцены, отечественной литературы. Заговорили о «театре Вампилова», как раньше писали о «театре Островского», «театре Чехова». И всё же иные авторы книг, статей, рецензий рассматривали пьесы драматурга в потоке текущей литературы, в ряду имён, привычных для их взгляда. Думается, сейчас всем ясно, что его место не в этом ряду. То, что создано Александром Вампиловым, продолжило и обогатило нашу классическую драматургию. Его имя заняло свою законную позицию в ряду славных имён Грибоедова, Гоголя, Островского, Сухово-Кобылина, Чехова, Горького, Булгакова. Он весь из русской классики. Это художник, духовно воспитанный классикой, глубоко усвоивший её заветы. Драматург вывел на сцену живых людей, не ангелов или бесов, а людей, за которых, по слову Ф. Достоевского, бьются Бог и дьявол, а поле их битвы – человеческая душа – ищущая, ошибающаяся, мятущаяся. В каждой пьесе Александра Вампилова с первых же минут эта борьба между честностью и подлостью, верностью и предательством, чистотой и цинизмом идёт на глазах читателя и зрителя, и, ведомый беспощадной правдой, глубочайшей заинтересованностью, неподдельным состраданием автора, зритель или читатель поддаётся волшебству искусства, равному волшебству самой жизни. Он сопереживает, он соотносит увиденное со своим душевным миром, он, как и вампиловские герои, страдая, ищет путь к добру и свету. Пьесы А. Вампилова, как всякие непреходящие произведения искусства, приложимы к любому времени, жизненны в любую историческую эпоху. Возьмите, например, такую проблему человеческой жизни, человеческого характера, как компромисс. Компромисс совести с бесчестностью, благородства с подлостью, неподкупности с продажностью. Прошли десятилетия со времени создания пьес «Прощание в июне», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске», а драма человеческой души – приспособленчество, сделка с совестью – не только не притупилась, а стала, по крайней мере, в России, решающей приметой жизни. Партократия, всегда жужжавшая о справедливости строя, который она утверждала, в один день и без душевных мучений изменила этому строю и рассовала по своим карманам на глазах зазевавшегося народа все его богатства... Трубадуры «нового общества», в своём творчестве до слёз умиления прослав-лявшие его успехи, успехи и успехи, тоже в одночасье и тоже без угрызений совести сменили тон и краски, будто сменили очки, и наперебой заговорили о грязи и крови вчерашней жизни... Эти люди уже есть в пьесах Вампилова. Мерзкий Репников даже и не скрывал, что в решительные минуты готов сменить свои «принципы». Да и Колесов с Шамановым, если их сломает эпоха чубайсов и хакамад, поладят с нуворишами. А уж синтетический Калошин – тот в новые времена с большим удовольствием возглавит любую демократическую «контору» – и ту, к примеру, где болтают о воспитании нравственности, и ту, где обдуманно и цинично втаптывают её в грязь. Во всех пьесах Вампилова, как и в жизни, есть чудо непредсказуемости. В самый драматический, решающий момент вырванные из шумного потока жизни герои его произведений опять отдаются автором этому грозному потоку бытия с его подводными камнями, смертельными водоворотами, стремительным, неуправляемым течением. При этом, как и в реальной жизни, будущая судьба героев обещает множество вариантов в зависимости от того, какие силы победят в их душах. Вот почему так бесконечно и яростно спорят критики о Викторе Зилове, самой трагической фигуре из всех вампиловских персонажей. Его судьба наиболее непредсказуема. Для этого человека, кажется, нет ничего святого, всё – пустой звук: работа, семья, любовь, сыновние чувства, товарищество. Но почему всё же он вызывает сострадание, даже симпатию? Может, потому что умён, не меркантилен, способен на добрый поступок и порой бесстрашно обнажает свою безнравственность и опустошённость, безверие и цинизм – а ведь на это способен лишь человек с живой душой, и это вселяет надежду. Хочется верить, что для Зилова ещё не всё потеряно. Такие сложные, противоречивые персонажи – принадлежность великого искусства. Вскоре после гибели Александра Валентиновича режиссёр и актёр Олег Ефремов писал в порыве самообвинения: «А завтрашнего драматурга просмотрели…» Строго говоря, Вампилов не вчерашний, не сегодняшний и не зав-трашний. Он, по меткому выражению Виктора Розова, «драматург на все времена». Литература Произведения Утиная охота : пьеса в 3 д. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 1997. – 136 с. Финский нож и персидская сирень : рассказы и очерки. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 1997. – 188 с. Избранное / сост. О. М. Вампилова, предисл. В. Г. Распутина, вступ. ст. В. Я. Лакшина, примеч. Т. В. Глазкова. – М. : Согласие, 1999. – 776 с. : ил. Прощание в июне : пьесы, рассказы / сост. О. М. Вампилова, предисл. Н. С. Тендитник. – Иркутск : Облмашинформ, 2001. – 176 с. – Загл. обл.: Слово Иркутску. Старший сын : сб. для ст. шк. возраста / худож. В. Челак. – М. : Пушкин. б-ка, 2005 ; М. : Астрель, 2005. – 333 с. : ил. – (Внеклассное чтение). Утиная охота. – СПб. : Искусство-СПБ, 2005. – 520 с. Драматургическое наследие : пьесы : ред. и варианты разных лет : сценки и монологи : неоконченное : коммент. / ред. Л. В. Иоффе ; худож. В. В. Дейкун ; вступ. ст. А. Калягина, Г. Товстоногова ; редкол. : О. М. Вампилова и др. – Иркутск, 2002. – 841, [2] с. О нём Тендитник, Н. Александр Вампилов. – Новосибирск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1979. – 71 с. – (Лит. портреты). Александр Вампилов : хроник.-докум. фильм. – Иркутск : Вост.-Сиб. студия кинохроники, 1987. – 1 вк. Александр Валентинович Вампилов : биобиблиогр. указ. / ИОГУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского. – Иркутск : РИО Упрполиграфиздата, 1989. – 239 с. То же. – Вып. 2 / сост. Т. Д. Жихарева. – Иркутск : изд. ИОГУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского, 2000. – 93 с. Сушков, Б. Ф. Александр Вампилов : размышления об идейн. корнях, проблематике, худож. методе и судьбе творчества драматурга. – М. : Сов. Россия, 1989. – 165 с. – (Писатели Сов. России). Гушанская, Е. М. Александр Вампилов : очерк творче-ства. – Л. : Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1990. – 320 с. : портр.: ил. Александр Вампилов : Время и человек времени : сб. лит.-критич. материалов. – Иркутск : Иркут. обл. юнош. б-ка им. И. П. Уткина, 1997. – 135 с. Александр Вампилов. Художник и человек : метод.-библиогp. матеpиалы к 60-летию дpаматуpга / сост. И. П. Башкарева, Г. Н. Бушуева, И. Л. Карпова. – Иркутск : Ир-кут. обл. юнош. б-ка им. И. П. Уткина, 1997. – 31 с. Александр Вампилов на любительской сцене : сборник – Иркутск : Изд-во ИГУ, 1997. – 94 с. – (Нар. театры Приангарья). Зоркин, В. И. Не уйти от памяти: штрихи к портр. А. Вампилова. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 1997. – 96 с. : ил. Воспоминания однокурсника о студенческих годах А. Вампилова. Тендитник, Н. С. Перед лицом правды : очерк жизни и творчества А. Вампилова. – Иркутск : Изд-во журн. «Сибирь» совм. с т-вом «Письмена», 1997. – 142 с. : ил. Стрельцова, Е. И. Плен утиной охоты. – Иркутск : Ир-кут. обл. тип. № 1, 1998. – 376 с. Александр Вампилов в воспоминаниях и фотогpафиях. – Иркутск : Изд-во журн. «Сибирь» совм. с ООО «Письмена», 1999. – 349 с. : ил. Махова, М. С. Феномен Александра Вампилова / Моск. гос. открытый пед. ун-т. – М. : МГОПУ, 1999. – 193 с. Мир Александра Вампилова : Жизнь. Творчество. Судьба : материалы к путеводителю / сост. Л. В. Иоффе, авт. вступ. ст. В. Я. Курбатов. – Иркутск, 2000. – 448 с. : ил. Тендитник, Н. Неразгаданный Вампилов // Москва. – 2001. – № 9. – С. 98–108. Александр Вампилов : Звуковой альбом, кассета 1–10 / Иркут. обл. фонд А. Вампилова ; сост. И. К. Петров. – Ир-кутск, 2002. – (Иркутск : МЦК «Байкал», 2002). – (В кор.). Гусенков, В. Убегающий от заката : Памяти Вампилова // Сибирь. – 2002. – № 4. – С. 99–111. Лапин, Б. Ф. Вампиловские страницы : воспоминания. – Иркутск : Папирус, 2002. – (Иркутск : Иркут. дом печати, 2002). – 83, [2] с. Жартун, С. И снова на сцене Вампилов // Вост.-Сиб. правда. – 2003. – 2 сент. – С. 1. О Всероссийском театральном фестивале современной драматургии. Распутин, В. Г. Вампилов стал любимцем драматургии // Комс. правда. Иркут. вып. – 2003. – 15 сент. – С. 11. В. Распутин об открытии Всероссийского театрального фестиваля современной драматургии. Румянцев, А. Г. Драматург на все времена : к 65-летию со дня рождения А. Вампилова // Москва. – 2003. – № 8. – С. 161–174. Захарян, С. Сны Виктора Зилова : «Утиная охота»: что в пьесе, что в спектакле? // Байкал. вести. – 2005. – № 41. – С. 16. О Всероссийском фестивале современной драматургии им. А. Вампилова, состоявшемся в Иркутске. Рекунова, В. Если звёзды падают, значит, это кому-нибудь нужно? // Байкал. вести. – 2005. – № 33. – С. 17. Памяти А. Вампилова. Смирнов, С. Р. Недопетая песня... : Девять сюжетов из творческой лаборатории Александра Вампилова. – Иркутск : Иркут. обл. тип. № 1 им. В. М. Посохина, 2005. – 223 с. Лаховский, А. Шурка, Саша, Александр // Аргументы и факты. – 2006. – 16–22 авг. (№ 33). – С. 3, 13 : ил. Воспоминания об Александре Вампилове. Сухаревская, Л. Кому он нужен, наш Вампилов? : До юбилея великого драматурга осталось меньше года // Байкал. вести. – 2006. – 3–9 окт. (№ 38). – С. 18. Проблемы размещения Иркутского областного фонда Вампилова. Авторы
Румянцев Андрей Григорьевич
Источники
Приангарье: годы, события, люди : календарь знаменательных и памятных дат Иркутской области на 2007 г. / сост. С. В. Горькова, ред. Л. В. Войлошникова (отв. ред.), М. М. Макарова, Л. А. Казанцева. – Иркутск : изд. Иркут. обл. гос. универс. науч. б-ки им. И. И. Молчанова-Сибирского, 2006. – 192 c.: ил.
150-156
Персоны
Вампилов Александр Валентинович
|
|