Публикации / Фотограф Август Гофман (работал в Иркутске с 1858 по 1906 гг.)

Фотограф Август Гофман (работал в Иркутске с 1858 по 1906 гг.)

История иркутской фотографии

Тематические группировки
История/История фотографии

Разрешение на открытие в Иркутске фотографии рижский гражданин, купец 2-й гильдии Август Карлович Гофман получает в 1858 г. «Светопись в Иркутске известна уже давно. Ещё в конце сороковых годов г. Окуловский, служивший у г. Алибера, снимал дегеротипные портреты. С открытием фотографии начали появляться попытки устройств здесь фотографического заведения. Попытки эти сначала были неудачны. Но в настоящее время здесь существует уже три фотографии. Г. Гофману принадлежит честь, что он первый устроил заведение этого рода на прочных и рациональных началах. Фотографическое заведение г. Гофмана существует с 1858 г., он работает сам и имеет одного ретушёра. Доказательством старания его – довести своё заведение до возможного совершенства – служит представленный им на выставку Дальмейеровский фотографический аппарат, до сих пор лучший в Европе снаряд этого рода…»
Вероятно, Гофман проработал в Иркутске до начала 1860-х гг., скопил необходимое количество денег для поездки в Европу с целью совершенствования в своём фотографическом ремесле. В газете за ноябрь 1862 г. можно было прочитать о его намерении открыть фотографическое заведение по возвращении в Иркутск.
До 1865 г. его фотография помещалась на Харлампиевской улице в доме Либгардта. В марте 1865 г. Гофман поместил в газете объявление о переезде его фотографии в дом Лапчинской (бывшей Куличкиной), на Большой улице, близ церкви Благовещения. В начале 1870-х гг. после разорения старых владельцев Гофман купил этот дом с торгов.
В 1860-х гг. Гофман сотрудничает с Сибирским отделом Императорского Русского географического общества, имеет диплом за добросовестно выполненные заказы Отдела.
В эти же годы по заданию полиции он «снимает фотографические карточки» государственных преступников, которых приводили к фотографу «за строгим караулом».
Выполняя свою каждодневную работу, он в своём заведении на Большой улице делает фотографические карточки иркутян. Заказы поступают самые разные: от миниатюрных визит-портретов до больших салонных фотографий, где портретируемые изображались в ¾ натуральной величины и даже в натуральную величину. В семьях иркутян до наших дней сохраняются фотографии, выполненные в заведении А. К. Гофмана. Вместе с фотографами Г. Богдановичем и И. Мальмбергом Август Карлович создал большую портретную галерею поляков, участников Январского восстания 1863–1864 гг., находившихся в ссылке в Иркутской губернии.
В последующие годы число фотографов увеличилось, в 1879 г. в Иркутске работало пять фотографий. В отличие от других иркутских фотографов Гофману было тесно в привычных рамках мастерской. Его тянуло, как выражаются художники, на пленэр. Первым толчком для выхода его на улицы Иркутска и на природу, вероятно, был заказ Сибирского отдела Императорского Русского географического общества, открытого в Иркутске в 1851 г. В Иркутской летописи за 30 августа 1866 г. читаем: «Фотогр. Гофман снял два вида церемонии закладки часовни (часовня Христа Спасителя на Большой улице, установленная в память спасения жизни императора Александра II от покушения на него террориста. – С. М.) . С 12 по 24 октября 1868 г. в Иркутске проходила первая публичная выставка, на которой были представлены изделия самых разных производств – от сельскохозяйственных продуктов до домашних кружев и аппликаций. В смешанном (художественном) отделении в отделе «Фотография» были выставлены работы одного участника – А. К. Гофмана: «…Из работ, представленных г. Гофман, особенно замечательны байкальские виды (вид с Култукской горы, военный бивуак за Байкалом, гранитный камень между Мотской и Глубоковской станциями и Байкал у Лиственичной станции). Величественные картины байкальской природы переданы фотографией г. Гофмана чрезвычайно удачно. Нельзя не пожелать, чтобы г. Гофман обнародовал впоследствии снятые им сибирские виды: они дали бы Европе совсем не то понятие о сибирской природе, которое там имеют ныне. Очень хороши два вида мельницы гг. Тюменцевых. Что касается до прочих работ, выставленных г. Гофманом, то хотя они вообще удовлетворительны, но желательно видеть в них усовершенствования до степени, на которой стоит это искусство в Европе, в особенности, в способе позирования снимающихся, при котором не пропадали бы ни сходство, ни изящество рисунка. Это замечание особенно относится к двум большим портретам. Хотя эксперты вполне признали трудность снимать портреты в большом виде. Во всяком случае, принимая во внимание, что многие представленные г. Гофманом на выставку работы исполнены отлично, что деятельность его особенно направлена на снятие видов сибирской природы и для достижения этой цели, например для выполнения байкальских видов, – г. Гофман не щадил ни трудов, ни издержек, эксперты нашли, что труды эти заслуживают особенного отличия» . По смешанному (художественному) отделению эксперты указали на заслуги г. Синицына (типографии) и г. Гофмана (фотографии), как достойные особенного отличия и поощрения. Ввиду пользы их для края, из наград, назначенных от Министерства финансов, они были отмечены Малыми серебряными медалями. На всех последующих фотографиях Гофмана на оборотах паспарту красовалось изображение этой медали, на которой отчётливо видна надпись: «За трудолюбие и искусство. Иркутск, 1868 года». Позднее там же появились очертания ещё двух медалей с других выставок. Можно предположить, что на выставке 1868 г. фотографом были представлены две из трёх наиболее известных его панорам города: вид Тихвинской площади. Фотографии большой улицы, образующие панораму северной части города с углом обзора в 180º, и общий вид города из Глазковского предместья. Панорамы эти были отсняты Гофманом в 1865 и 1866 гг.
В Иркутске Гофмана хорошо знают. В его мастерской возле Благовещенской церкви всегда есть работа. Но ему интересно экспериментировать, осваивать новые способы фотосъёмки. Регулярно в печати появляются такие его объявления: «Иркутский фотограф Авг. Карл. Гофман рекомендует вниманию желающих, в особенности духовных лиц, фотографический снимок, сделанный в его фотографии с картины «Страшный суд» работы художника Беклемишева, исполненный по идее епископа Вениамина. Картина эта по содержанию своему, совершенно согласная с пророческими указаниями Св. Писания, может достойно занять место в иконостасе и служить иконою для молящегося», или «Фотограф А. К. Гофман прислал в редакцию газ. «Сибирь» три дюжины фотографических карточек А. П. Щапова для продажи их по 50 к. в пользу его сестры Мальцевой» .
В 1878 г. А. К. Гофман на 13 лет уезжает из Иркутска, в котором проработал почти 20 лет.
В третий раз Гофман открыл заведение в Иркутске 14 декабря 1891 г. на Большой улице в доме Иодловского. В этот дом, где он проработает не более года, потом переведёт своё фотозаведение в дом Калашникова на Большой улице против училища императора Александра III, Гофман вернётся через несколько лет, чтобы завершить свои почти 50-летние труды на поприще фотодела в сибирском городе. В последний раз о фотографии Гофмана сообщается в Восточно-Сибирском календаре на 1906 г.
Итак, с перерывами фотограф А. К. Гофман проработал в Иркутске с 1858 по 1906 г., завещав нам фотографии, сохранившие утраченный полтора столетия назад облик сибирского города.

Литература

Описание первой публичной выставки, бывшей в Иркутске в 1868 году. – СПб., 1869. – С. 56, 57, 65, 66.
Восточно-Сибирский календарь на 1906 г. – Иркутск, 1906. – С. 248.
Иркутская летопись 1857–1880 гг. / сост. Н. С. Романов. – Иркутск, 1914. – С. 199, 340, 349.
Медведев, С. Фотограф Август Гофман и его завещание Иркутску // Земля Иркут. – 2004. – № 1. – С. 51–66.
Каменщикова, Э. В поисках Минизини. – Иркутск, 2005. – С. 16.

Авторы
Медведев Сергей Иванович

Источники
Приангарье: годы, события, люди : календарь знаменательных и памятных дат Иркутской области на 2008 г. / сост. С. В. Горькова ; ред. Л. А. Казанцева, С. А. Рудых. – Иркутск : изд. Иркут. обл. гос. универс. науч. б-ки им. И. И. Молчанова-Сибирского, 2007. – 188 c.: ил.
43-46