Публикации / Здание Николо-Иннокентьевской Церкви: рождение, гибель, возрождение (150 лет со дня заложения храма)

Здание Николо-Иннокентьевской Церкви: рождение, гибель, возрождение (150 лет со дня заложения храма)


Тематические группировки
Храмы, культовые сооружения

9 мая (27 апреля) 1858 г.

ЗДАНИЕ НИКОЛО-ИННОКЕНТЬЕВСКОЙ ЦЕРКВИ: РОЖДЕНИЕ, ГИБЕЛЬ, ВОЗРОЖДЕНИЕ
(150 лет со дня заложения храма)

Первые три столетия существования Иркутска его внешний облик в значительной мере формировали так называемые «высотные доминанты», которыми первоначально служили башни Иркутского острога, а затем шпили многочисленных иркутских церквей, высоко взмывавшие в небо на фоне невысокой деревянной застройки. Однако времена меняются, и сегодня отнюдь не вызолоченные церковные шпили формируют и определяют архитектурный облик города. Но, несмотря на безликие архитектурные строения советской и постсоветской эпох, в ряде мест сохранилась в городе и иная архитектурная среда.
В последние годы с большей части бульвара Гагарина, с острова Юность, со старого ангарского моста чуть левее нарядных зданий железнодорожного вокзала прекрасно виден солнечный силуэт недавно воссозданного первого глазковского православного храма – Николо-Иннокентьевской церкви.
И даже сегодня частично прикрытая служебными зданиями вокзала церковь прекрасно смотрится и радует глаз. Можно себе представить, насколько величествен был этот вид во времена её построения, когда железной дороги и её служб не было и в помине, а старое Глазковское предместье тянулось у её подножия единственной улочкой и жиденькой цепочкой одноэтажных деревянных домов.
Теперь, когда минуло полтора столетия со времени закладки фундамента храма, когда прошли времена гонения на церковь, и в Николо-Иннокентьевском храме, воссозданном заново практически в первоначальном виде, вновь идут церковные службы, самое время вернуться к его истории. Весьма условно её можно разделить на историю самого здания церкви как архитектурного памятника городского зодчества середины XIX в., созданного, перепрофилированного, разрушенного и вновь возрождённого, и историю данного храма как центра духовной жизни её прихода, священнослужения её клира, усердия и благотворительности её прихожан.
Старое Глазковское предместье моложе Иркутска, и известно оно уже с последней трети XVII в. Кое-кто, вспоминая зимовье на Дьячем острове, даже говорит о том, что именно здесь начинался Иркутск. Тем не менее до создания сухопутного Кругоморского тракта в начале XIX в. предместье оставалось слабо заселённой, небогатой и достаточно отдаленной территорией, приписанной в приход Троицкой церкви, находившейся за Ангарой и не всегда доступной прихожанам, особенно в осеннее и весеннее время, при замерзании и вскрытии реки.
В начале XIX в. у жителей растущего и богатеющего Глазковского предместья появилось желание создать собственный храм. Уже в 1811 г. прошение о постройке на свой счёт каменной церкви во имя Св. Николая в д. Могилево, напротив Иркутска, подавал иркутский купец Н. С. Чупалов. Однако его инициатива практического воплощения не получила, и ещё около полувека Глазково оставалось без церкви.
14 ноября 1857 г. на имя Иркутского и Нерчинского Епископа Евсевия поступило прошение глазковских жителей о построении в предместье каменной церкви, в котором указывалось, что староста Троицкой церкви Я. С. Малков приобрел на собственный счёт приличное место в центре предместья площадью 600 кв. сажен, обнёс его забором, приготовил нужные для построения храма материалы и готов взять на себя все расходы, связанные с его строительством. Кроме того, он готов на личные средства построить и дом для священника. К прошению был приложен план предполагаемой церкви. Жители просили благословения преосвященного на построение однопрестольного каменного храма с деревянной колокольней во имя Святителей Николая Архиепископа Мирликийского Чудотворца и Иннокентия I Епископа Иркутского Чудотворца, причисления его к Троицкой церкви и организации при нём православного кладбища.
После рассмотрения данного прошения 8 декабря того же года преосвященный Евсевий дал согласие на построение церкви и причисление её к приходской Иркутской Троицкой церкви. Кроме того, он указал на необходимость согласования плана и фасада церкви с Иркутской губернской строительной комиссией, а места строительства – с губернским архитектором.
Весной 1858 г. оба согласования были получены, и в воскресный день 27 апреля того же года церковь была заложена. Этому предшествовали божественная литургия в церкви Св. Григория Неокесарийского (и ныне находящейся в ограде Троицкой церкви), совершенная самим епископом Евсевием, и крестный ход к месту закладки. Насколько большое значение придавалось в то время основанию нового храма, свидетельствует тот факт, что в процессии участвовали председательствующий в совете Главного управления Восточной Сибири, управляющий губернией, председатель казённой палаты и городской голова. Храм был воздвигнут в течение полутора лет.
18 сентября 1859 г. на имя кафедрального протоиерея Ф. Петухова поступил рапорт об окончании сооружения храма и его полной готовности к освящению: приготовлении иконостаса, церковной утвари, ризницы, богослужебных книг и пр. В воскресенье 20 сентября новопостроенный храм был освящён преосвященным Евсевием с соборным духовенством. Сооружение и обустройство храма обошлись Я. С. Малкову примерно в 10 тыс. руб. серебром, кроме того, на богослужебные книги, ризницу и другие нужды от разных благотворителей поступило ещё около 2 тыс. руб. Строительство храмов во все времена было делом достаточно дорогим.
Церковь была построена в стиле классицизма. Здание храма составили притвор, включающий нижний ярус колокольни и служебные помещения, четверик храма и апсида, предназначенная для размещения алтаря. Боковые стороны алтаря, вытянутого с севера на юг, были выполнены заподлицо с четвериком храма. Двускатная кровля храма, первоначально деревянная, была увенчана малым восьмериком. Скупой декор фасадов составляли плоские лопатки с прямоугольными филёнками по всей высоте, рамочные наличники. Вход в церковь находился с западной стороны, с крыльца. Стены церкви были сложены из кирпича 8х13х27 см, оштукатурены и побелены. Общие размеры постройки в плане соответствовали 21,7х18,4 м.
Возможно, однопрестольный храм довольно быстро стал тесен для растущего населения Глазково. Вероятно, причиной его расширения явились какие-то иные проблемы, но уже четыре года спустя, также в воскресный день 16 июня 1863 г., преосвященный Парфений совершил литургию в Николо-Иннокентьевской церкви, по случаю заложения придела к северной стороне храма, сооружаемого на средства местного жителя И. С. Могилева. При заложении присутствовал исполняющий должность генерал-губернатора М. С. Корсаков.
Строительство придельного храма во имя Успения Божьей Матери происходило не так быстро, поскольку он был освящён архиепископом Парфением 28 апреля 1866 г., почти три года спустя после начала строительства. Подробностей освящения Иркутская летопись не приводит.
Вновь пристроенный северный придел в определённой степени нарушил строгую симметрию, присущую постройкам эпохи классицизма. Он был несколько ниже первоначально построенного храма, имел отдельный вход, его апсида была полукруглой, декор предельно скуп.
После этого строительные работы в храме в основном ограничивались текущим ремонтом. Ремонтные работы производились главным образом на средства церковных старост Николо-Иннокентьевского храма.
В ходе ремонтных работ 1883 г. масляной краской с украшениями выкрашен изнутри главный храм, сделаны две рамы и двери со стёклами. И самое главное: была пробита арка из главного алтаря в придельный и оба храма как бы объединились единым пространством. На особом месте эти работы стоят не потому, что в процессе их были проведены структурные изменения в расположении храма, а потому что стоимость самих работ достигала 1 200 руб. Средства на их проведение составились частью из денежных пожертвований прихожан церкви, а частично из денежной субсидии, предоставленной с разрешения епархиального начальства.
К этому следует добавить, что перед Первой мировой войной возник вопрос о расширении храма и пристройке к нему ещё одного придела с деревянной колокольней. Был составлен проект пристроя и начат сбор средств на его возведение. Начавшаяся вскоре Первая мировая война и последовавшие вслед за ней революция, Гражданская война и установление власти большевиков перечеркнули все планы расширения и переустройства храма.
Провозглашённая затем политика государственного атеизма, гонения на церковь и её раскол, отход от церкви большого количества прихожан, плачевное состояние экономики имели самые печальные последствия и для Николо-Иннокентьевской церкви. Изъятие церковных ценностей, реквизиция церковных зданий и временная сдача их общинам верующих пагубно отразились на состоянии её здания. Даже о возможности покупки «20 досок, гвоздей и стёкол» общине пришлось согласовывать с горсоветом, но ответ был отрицательным.
В 1932 г. совет уполномоченных Глазковской Николо-Иннокентьевской церкви обращается в городской совет с жалобой на расхищение и порчу церковного имущества: разломана и похищена церковная ограда, сломаны оконные рамы, расхищается церковная утварь, бьются стёкла и др. Просьба совета о наблюдении Свердловской ночной охраной за церковным имуществом в ночные часы также осталась без ответа.
Более того, 10 сентября 1933 г. на основании постановления президиума Иргорсовета от 28 августа 1933 г. с колокольни Николо-Иннокентьевской церкви сняты все шесть колоколов и увезены на базу Восточно-Сибирской краевой конторы металлолома. Индустриализация страны нуждалась в металле, а чувства верующих мало кого интересовали.
Десять дней спустя комиссия Иркутского городского совета произвела осмотр здания Николо-Иннокентьевской церкви и нашла его неудовлетворительным. 25 апреля 1934 г. Николо-Иннокентьевская церковь была официально закрыта, а здание и имущество передано государству.
Однако «не подлежащее ремонту здание» не снесли, а передали отделу культуры под размещение клуба. Назвали новое учреждение культуры кинотеатром «Заря». Со временем вместимость кинотеатра перестала удовлетворять возросшее население бывшего Глазковского, а ныне Свердловского предместья. В начале 1970-х гг. был построен кинотеатр «Чайка», а пришедший в упадок кинотеатр «Заря» был закрыт в 1979 г. Здание никого не интересовало, и оно оказалось заброшенным.
Однако времена изменились. В обществе наметился поворот в сторону духовности и возвращения к прежним культурным ценностям, сохранению памятников истории и культуры. Постановлением облисполкома № 73 от 22 февраля 1990 г. здание бывшей Николо-Иннокентьевской церкви было признано памятником местного значения. В 1994 г. Всесоюзным обществом охраны памятников истории и культуры совместно с Иркутской патриархией был поставлен вопрос о реставрации храма, а затем разработан и её проект. Однако в силу различных причин, прежде всего, финансового характера, в 1990 х гг. к реставрации храма так и не приступили.
В 1997 г. здание церкви вернули Иркутской патриархии. Летом этого же года на территории храма были проведены спасательные археологические работы, поскольку ещё с конца XIX в. здесь осуществлён сбор подъёмного археологического материала. Оказалось, что место расположения Николо-Иннокентьевской церкви активно освоено ещё, по крайней мере, пять тысяч лет назад. Было выделено четыре культуросодержащих горизонта, несущих серьёзную информацию о жизни древнего населения Восточной Сибири.
Между тем в начале 1998 г. в бывшем доме священника (последовательно служившим для размещения пионерского клуба, районной библиотеки и магазина автозапчастей) начал действовать возрождённый Николо-Иннокентьевский храм.
В 2000 г. проблему восстановления каменного храма Иркутская патриархия и Центр сохранения историко-культурного наследия стали обсуждать с участием руководства Восточно-Сибирской железной дороги. Было решено на том же самом месте построить новый храм. Спонсором работ выступила Восточно-Сибирская железная дорога (начальник А. И. Касьянов).
В первой половине 2001 г. авторским коллективом института «Иркутскжелдорпроект» выполнен проект воссоздания церкви. Летом этого же года одним из подразделений ВСЖД – Дорожным трестом СМП-624 под руководством В. С. Донского начаты работы по воссозданию храма. Полуразрушенный остов старого каменного здания был снесён. Осенью был заложен фундамент нового храма и начато строительство цокольного этажа. С ноября возводился основной объём церкви с колокольней, в первой половине 2002 г. завершено их строительство, а отделочные работы – в сентябре 2003 г.
Как и предусматривал проект, новое здание в целом соответствует оригиналу. Основными отличиями от первоначальной планировки храма являются появление цокольного этажа и замена ложной главки над Никольским приделом световой. Колокольню украсили новые колокола, специально заказанные Восточно-Сибирской железной дорогой на воронежском колокололитейном заводе. Самый большой колокол весом в 25 пудов (400 кг) отлит на личное пожертвование начальника ВСЖД А. И. Касьянова.
Здание обладает повышенной сейсмостойкостью, к нему подведены все коммуникации. С учётом новейших технологий решён вопрос теплоснабжения – в храме установлены полы из керамогранита с подогревом и тепловые завесы. Частично решён вопрос внутреннего убранства храма: в производственном объединении Московской патpиapxии «Софрино» приобретены паникадила, иркутскими художниками изготовлены временные иконостасы. Иконостас придела Св. Иннокентия I Епископа Иркутского, перенесённый из деревянного здания, размещён в цокольном этаже.
28 сентября 2003 г. при большом стечении народа, в присутствии строителей и благотворителей состоялось освящение всех трёх приделов вновь созданного храма, которое провёл архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим в сослужении настоятелей иркутских церквей. Первоначально в храме было два придела – Николо-Иннокентьевский и Успенский. В процессе воссоздания появился третий придел, расположенный в цоколе здания. Его освятили во имя Св. Иннокентия, а существовавший прежде Николо-Иннокентьевский придел был освящён как Никольский.
Владыка Вадим особо отметил работу сотрудников ВСЖД и вручил начальнику дороги высокую награду. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II удостоил А. И. Касьянова «за труды усердные по строительству храма Русской православной церкви» орденом Сергия Радонежского.
Перед входом в храм укреплена табличка: «Николо-Иннокентьевский храм воссоздан во Славу Божию в 2002–2003 гг. работниками Дорожного строительно-монтажного треста строительно-монтажных поездов № 624, № 753, деревообрабатывающего комбината, завода железобетонных конструкций, электромонтажного поезда на средства коллектива Восточно-Сибирской железной дороги».
С тех пор Николо-Иннокентьевская церковь вновь стала центром духовной жизни старого Глазковского предместья и одним из прекраснейших архитектурных памятников города.

А. Ю. Исаев

Литература

[Николо-Иннокентьевская церковь] // Иркут. епарх. ведомости. – 1863. – № 25. – С. 398.
О заложении придела во имя Успения Божией Матери.
Освящение церкви // Иркут. епарх. ведомости.– 1866. – № 17, прибавл. – С. 214.
Освящение придела во имя Успения Божией Матери.
Церковное празднование в Глазковском предместье // Иркут. епарх. ведомости. – 1870. – № 4. – С. 55.
О принесении иконы Казанской Божией Матери в Глазковское предместье.
Романов, Н. С. Иркутская летопись, 1857–1880 гг. : (Продолж. летописи П. И. Пежемского и В. А. Кротова). – Иркутск, 1914. – С. 22–23, 55, 136–137, 173–174, 189–190, 387–388.
Виноградов, Б. Божья благодать… для пьяной братии // Сов. молодёжь. – 1990. – 31 мая. – С. 4.
О печальной судьбе и разрушении бесхозного здания бывшей Николо-Иннокентьевской церкви.
Калинина, И. В. Культовое православное зодчество // Памятники истории и культуры Иркутска. – Иркутск, 1993. – С. 405–406.
Романов, Н. С. Летопись г. Иркутска за 1881–1901 гг. – Иркутск, 1993. – С. 156–157, 305, 359.
Панов, А. Колокола памяти // Вост.-Сиб. правда. – 1994. – 17 мая. – С. 2.
О проекте возрождения Николо-Иннокентьевской церкви.
Романов, Н. С. Летопись г. Иркутска за 1902–1924 гг. – Иркутск, 1994. – С. 463, 466.
Гаращенко, А. Мир праху твоему, иркутянин // Земля Иркут. – 1996. – № 5. – С. 30–43.
О захоронениях и кладбищах г. Иркутска, в том числе о захоронениях при Николо-Иннокентьевской церкви (с.33).
Преображенская, О. У вокзала, пять тысяч лет спустя // Вост.-Сиб. правда. – 1997. – 8 авг.
О передаче Николо-Иннокентьевской церкви Иркутской епархии и археологическом обследовании территории храма.
Ветров, В. М. Отчёт о проведении спасательных работ на археологическом памятнике «Глазковская церковь». – Иркутск, 1998. – 82 с.
Новое в археологии Иркутска // Археол. и этногр. Сибири и Дал. Востока : тез. докл. 38-й регион. археол.-этногр. студ. конф., посвящ. 90 летию акад. А. П. Окладникова. – Улан-Удэ, 1998. – С. 140–142.
О результатах спасательных работ на археологическом памятнике «Глазковская церковь».
Саванжа, Л. Храм на левом берегу // Иркутск. – 1998. – 7 сент.
История и сегодняшний день Николо-Иннокентьевской церкви.
Корягин, Е. В., Фролов, А. В. Местонахождение – Глазковская церковь // Молодая археология и этнология Сибири : 39-я регион. археол.-этнол. студ. конф.: докл. – Чита, 1999. – Ч. 2. – С. 119–121.
О результатах спасательных работ на археологическом памятнике «Глазковская церковь».
Яковлев, А. О. Глазковская Николо-Иннокентьевская церковь (середина XIX – начало ХХ века) // Сибирь: вехи истории : тез. докл. и сообщений науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения Ф. А. Кудрявцева. – Иркутск, 1999. – С. 38–43.
О священнослужителях Николо-Иннокентьевской церкви.
Калинина, И. Православные храмы Иркутской епархии, XVII – начало XX века. – М., 2000. – С. 130–131.
Кобзе, О. Церкви Глазковского предместья г. Иркутска // Судьбы наследия : [сб. дет. науч.-исслед. работ]. – Иркутск, 2000. – С. 30–33.
Солонин, Е. Николо-Иннокентьевская церковь // Судьбы наследия : [сб. дет. науч.-исслед. работ]. – Иркутск, 2000. – С. 55–60.
Шелехов, В. Храм у вокзала // Верую. – 2000. – Авг. (№ 9).
О сегодняшней жизни Николо-Иннокентьевского храма и его настоятеле отце Игоре Толстикове.
Ложкин, И. Храм в Глазково // Рус. Восток. – 2001. – Авг. (№ 9).
О прошлом и настоящем Николо-Иннокентьевского прихода.
Николо-Иннокентьевская церковь // Земля Иркут. – 2002. – № 1 (18). – С. 30–31.
О проекте воссоздания каменного здания церкви.
Горбунова, И. Николо-Иннокентьевская церковь // Земля Иркут. – 2004. – № 1 (24). – С. 20–21.
О процессе воссоздания здания Николо-Иннокентьевской церкви.

Авторы
Исаев Андрей Юрьевич

Источники
Приангарье: годы, события, люди : календарь знаменательных и памятных дат Иркутской области на 2008 г. / сост. С. В. Горькова ; ред. Л. А. Казанцева, С. А. Рудых. – Иркутск : изд. Иркут. обл. гос. универс. науч. б-ки им. И. И. Молчанова-Сибирского, 2007. – 188 c.: ил.
117-125

География
Иркутск, город