Публикации / Церковь входа Господня в Иерусалим (175 лет со дня освящения второго Иерусалимского храма)

Церковь входа Господня в Иерусалим (175 лет со дня освящения второго Иерусалимского храма)


Тематические группировки
Храмы, культовые сооружения

История Иркутска увлекательна и уникальна. Какого факта или события этой истории ни коснёшься, – с удивлением обнаруживаешь его самобытность и неповторимость. Ярчайший пример – Иерусалимские кладбищенские храмы города. Две одновременно действующих каменных церкви городского кладбища, освящённых во имя входа Иисуса Христа в Иерусалим, долгое время служили местом отпевания и поминовения иркутских граждан, дополняя друг друга и различаясь в обиходном сознании как «старая» и «новая». И даже после разрушения первой их судьбы остались тесно переплетёнными между собой, поскольку часть материалов старой Иерусалимской церкви использована для ремонта и расширения новой.
Первое общегородское кладбище Иркутска, основанное в сентябре 1773 г., по сенатскому указу октября 1772 г., запретившему погребения на прицерковных территориях в городах Российской империи и ставшему причиной выноса мест захоронений за пределы городской черты, было своего рода приращением приходского кладбища Крестовоздвиженской (Троице-Сергиевской) церкви города. Для его размещения отвели территорию, в настоящее время занятую западной частью бывшего ЦПКиО и жилыми кварталами по улицам Лапина, Грязнова, Парковой и Коммунаров между парком и Крестовоздвиженской церковью.
В 1793 г. в рамках мероприятий по реорганизации городской территории в соответствии с только что утверждённым Екатериной II новым планом города, кладбище было отнесено далее по горе и, став автономным, потребовало строительства специальной кладбищенской церкви. Одноэтажное каменное здание без колокольни было возведено в центре нового кладбища на средства иркутского купца Михаила Васильевича Сибирякова. Однопрестольная тёплая (отапливаемая в зимнее время) церковь, заложенная 11 сентября 1793 г., 11 ноября 1795 г. была освящена во имя Входа Господня в Иерусалим. С той поры кладбище стало именоваться Иерусалимским, это же название получили Петрушина гора и часть улиц, прилегающих к кладбищу (нынешние Советские). Летом 1867 г. здание было разобрано, а на его месте возведена часовня.
Достаточно быстро небольшая однопрестольная церковь перестала удовлетворять потребности населения города. Многочисленные захоронения, вплотную окружившие храм, стали препятствием для его расширения, поэтому было принято решение о строительстве ещё одной (дополнительной) кладбищенской церкви. В 1817 г. иркутский епископ Михаил Бурдуков обращается к губернатору с просьбой «о сочинении плана с фасадом и сметой на предполагаемую к строению церковь». Проект новой Входо-Иерусалимской церкви был выполнен на высоком профессиональном уровне и свидетельствовал о знакомстве его автора, томского губернского архитектора А. П. Деева, с постройками столичных зодчих. Строительство новой церкви велось «иждивением иркутских доброхотных дателей».
Быстрому возведению новой Входо-Иерусалимской церкви помешало обрушение свода и повреждение конструкций в 1823 г. На время строительные работы были приостановлены, затем были произведены переборка и усиление уже отстроенного здания, возведение которого завершилось только в 1830 г. Ещё пять лет проводилась внутренняя отделка и благоустройство храма. Иконостас новой церкви был выполнен по проекту иркутского архитектора Андрея Васильевича Васильева, проектировавшего здания Иркутской Успенской церкви (располагалась на нынешней площади Декабристов, не сохранилась), Сиропитательного дома Е. Медведниковой (сельскохозяйственная академия, ул. Тимирязева, 59) и Иркутской духовной семинарии (колледж права, финансов и связи, ул. Красноказачья, 10 а). По его же проекту перестроено здание Иркутской губернской гимназии (авиационный техникум, ул. Ленина, 5).
Освящение холодной (не отапливаемой) однопрестольной церкви состоялось 25 июля 1835 г. Её архитектура была необычна для культового строительства Иркутска и соответствовала господствовавшим в то время стандартам позднего классицизма. Здание обладало выразительной объёмно-пространственной композицией, лёгкостью и даже изяществом, благодаря сочетанию массивности храма, увенчанного восьмилотковым куполом, со стройностью четверика колокольни. С трёх сторон здание окружали портики, открытые по южному и северному фасадам. Декор фасадов был строг и лаконичен: лишённые наличников окна оживлялись только сандриками (архитектурные украшения над окном) и хорошо сочетались с простотой антаблемента (верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах).
Богослужения, происходившие теперь в обеих однопрестольных кладбищенских церквях, вполне удовлетворяли потребности города. Однако в результате декабрьского землетрясения 1861 г., серьёзно повредившего многие городские здания, пострадала и старая Иерусалимская церковь. С начала 1862 г. богослужения в ней прекратились, а вся её утварь была перенесена в новый храм, в котором к этому времени уже была устроена система зимнего отопления. Однопрестольная новая церковь вновь перестала удовлетворять потребности города в проведении поминальных богослужений и похоронных обрядов. Возникали проблемы и с содержанием церковного здания, поскольку специфические функции кладбищенской церкви и необходимость ежедневных богослужений не позволяли закрыть храм даже для мелкого ремонта или побелки.
В 1867 г. старая Иерусалимская церковь была разобрана, часть строительных материалов, пригодных для дальнейшего употребления, была впоследствии использована для расширения новой церкви. В поисках финансовых средств духовенство вновь обратилось к жителям города и его уроженцам. Три тысячи рублей пожертвовал Иван Логгинович Медведников, проживавший в Москве.
В 1890–1891 гг. с южной и северной сторон к церкви пристроили два придела, освящённые 12 мая 1891 г. во имя Богоматери св. Иконы Иерусалимской и во имя св. Митрофана Воронежского Чудотворца. Трёхпрестольная церковь вновь стала в полном объёме удовлетворять потребности населения Иркутска. Однако, выиграв функционально, постройка значительно проиграла эстетически. Массивные объёмы боковых приделов сделали храм более громоздким, он утратил былое изящество и композиционную ясность.
В начале ХХ в. закрывается Иерусалимское кладбище, оказавшееся едва ли не в центре городской застройки. Уменьшается значение и функциональная нагрузка кладбищенской церкви, которая со временем становится приходской. В начале 1920-х гг. здание церкви национализируется и используется приходской общиной на правах аренды. В 1924 г. советские органы власти передают Входо-Иерусалимскую церковь общине «обновленцев».
Согласно постановлению Восточно-Сибирского краевого исполнительного комитета от 28 ноября 1931 г., церковь была закрыта. Здание храма, ценности и имущество община верующих Входо-Иерусалимской церкви передала представителям советской власти. После перестройки внутренних объёмов здания, деления его на два этажа и разбора колокольни, в храме был помещён склад Восточно-Сибирской краевой милиции. В дальнейшем в здании последовательно размещаются общежитие, лыжная база и один из корпусов училища культуры.
Решением облисполкома от 22 февраля 1990 г. Входо-Иерусалимская церковь объявлена памятником культуры местного значения и принята под государственную охрану. В марте 2000 г. здание передано в ведение Иркутской епархии. Иркутскими архитекторами А. П. Бельским и Р. П. Томских был выполнен проект её реставрации, осуществляемый в настоящее время. Вновь над входом храма поднялся стройный силуэт колокольни, а над куполом основного объёма опять сияет золотом восьмиконечный православный крест.

А. Ю. Исаев

Литература

Открытое письмо причта кладбищенской церкви духовенству г. Иркутска по вопросу: Кому принадлежит право служения панихид на Иерусалимском кладбище // Иркут. епарх. ведомости. – 1910. – 1 дек. (№ 23), прибавл. – С. 618–621.
Пежемский, П. И. Иркутская летопись / П. И. Пежемский, В. А. Кротов. – Иркутск, 1911. – С. 127–128, 225, 229, 231, 232, 248–249, 414.
Романов, Н. С. Иркутская летопись 1857–1880 гг. : (продолж. «Летописи» П. И. Пежемского и В. А. Кротова) / Н. С. Романов. – Иркутск : паров. тип. И. П. Казанцева, 1914. – С. 162, 216, 250.
Найт, С. Храм на горе Иерусалимской / С. Найт // Вост.-Сиб. правда. – 1993. – 6 окт. – С. 5 : ил.
Романов, Н. С. Летопись города Иркутска за 1881–1901 гг. / Н. С. Романов. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1993. – С. 233.
Медведев, С. И. Иркутск на почтовых открытках / С. И. Медведев. – Иркутск, 1996. – С. 218–219 : ил.
Калинина, И. В. Церковь Входа Господня в Иерусалим // Православные храмы Иркутской епархии XVII–начала ХХ века / И. В. Калинина. – М. : Галарт, 2000. – С. 115–117 : ил.
Колмаков, Ю. П. Иркутская летопись 1661–1940 гг. / Ю. П. Колмаков. – Иркутск, 2003. – С. 469, 557.
Чернигов, А. К. Кладбищенская (Входо-Иерусалимская) церковь // Иркутские повествования, 1661–1917 гг. / А. К. Чернигов. – Иркутск : Оттиск, 2003. – Т. 1. – С. 210–211 : ил.

Авторы
Исаев Андрей Юрьевич

Источники
Приангарье: годы, события, люди : календарь знаменат. и памят. дат Иркут. обл. на 2010 г. / сост. Л. А. Казанцева, И. П. Бедулина ; ред. Е. П. Малованюк. – Иркутск : изд. Иркут. обл. гос. универс. науч. б-ки им. И. И. Молчанова-Сибирского, 2009. – 224 c. : ил.
126-129