|
Указатели
|
Публикации / Гайдай Леонид Иович (1923-1993)
Гайдай Леонид Иович (1923-1993)Тематические группировки
Культура
Начну, пожалуй, с родителей. Отец Иов Исидорович Гайдай – (18.05.1886–19.01.1965) – из Полтавы, бедной крестьянской украинской семьи. Он, унаследовавший от своего отца, Исидора Яковлевича, нетерпимость к насилию и несправедливости, во время освободительного движения на Украине в 1906 г. был арестован, осуждён и сослан на каторгу в Сибирь. Мать Мария Ивановна, в девичестве Любимова (30.08.1890–1972 гг.) – с Рязанщины. Её родственник Егор Любимов, товарищ Гайдая по каторге, заочно познакомил их, да и сосватал. Они сошлись и оказались в г. Свободный Амурской области, где 30 января 1923 г. родился Леонид Гайдай – третьим, младшим ребёнком в семье. Отца, работавшего на железной дороге, перевели в другой город, так в 1934 г. семья Гайдай оказалась в Иркутске. Все дети успешно учились в железнодорожной школе № 42 (ныне лицей ОАО РЖД № 36), активно участвуя в общественной жизни и художественной самодеятельности. Брат Александр, участник Великой Отечественной войны, стал известным журналистом, собственным корреспондентом ТАСС по Восточной Сибири, поэтом; сестра Августа – инженер горно-металлургической промышленности. В первый же день Леонид в классе устроил выходку. Учитель посадил его на единственное свободное место за первой партой в первом ряду. Он, будучи высоченного роста, упёрся коленями в верхнюю перекладину парты и стал подвигаться вместе с ней к доске. За ним увлёкся весь ряд. Учитель рассердился, вызвал всех родителей. Но Гайдая старосте удалось отстоять, ограничились первым замечанием. Ну, а далее так и пошло: проказы со скелетом, с пианино, девчачьими косами, зажатыми дверью, шваброй, банкой с водой над дверью, пародиями и т. д. После окончания школы со сверстниками легендарного 1941 года выпуска ринулся в военкомат. Завернули до специального вызова. Устроился рабочим сцены в эвакуированный из Москвы Театр сатиры под руководством В. Я. Хенкина. Открывал занавес, участвовал в массовках. В феврале 1942 г. был призван в армию, служил в степной забайкальской кавалерии, объезжал, вызывая смех, со своими необыкновенно длинными ногами столь же необыкновенно коротконогих, низкорослых монгольских лошадок. В ноябре 42-го был направлен на Калининский фронт. На вопрос командира к вновь прибывшим: «Кто силён в немецком языке?» – ответил со свойственной ему дерзостью, что он, хотя в аттестате имел весьма скромную оценку – «посредственно». Затем был переведён на Западный фронт. Участвовал в боях, ходил за «языком». Двадцатого марта 43-го под Новосокольниками был ранен в ногу взрывом мины. Осколки выходили многие годы, да так все и не вышли. После ранения восемь месяцев скитался по госпиталям Великих Лук, Калинина, Иваново. Сержанту Гайдаю врачи хотели ампутировать ногу. В Иркутск вернулся инвалидом второй группы, на костылях, сильно хромая, в разной обуви, поскольку на больную ногу ничего, кроме валенка, нельзя было надеть. Поступил в студию при областном драматическом театре. В своих мемуарах актёр театра им. Н. Охлопкова, заслуженный артист СССР, народный артист России, приятель Гайдая В. П. Егунов писал: «Помню спектакль “Госпожа министерша” с участием Лёни в роли без слов. Он, длиннющий, выходил на сцену за ручку с «мамой», артисткой Агаджановой, которая была ниже среднего роста. Её “маленький” сыночек с оттопыренными ушами, в кепочке, белой рубашке с бантиком, коротких штанишках, гольфах и тапочках выглядел настолько комично, что как только появлялся – в зале раздавался смех. И смеялись до тех пор, пока не уходили со сцены. Режиссёр долго терпел нарушение собственного замысла, потом пригласил мальчика из Дома пионеров и заменил Лёню». Сыграв в театре во время учёбы и работы около тридцати ролей, Леонид Гайдай получил великолепную характеристику – направление во ВГИК от заместителя начальника отдела по делам искусств при исполкоме Иркутского облсовета депутатов трудящихся Григорьева: «Тов. Гайдай – актёр ярко характерный. Он сумел интересно сделать целый ряд ролей и эпизодов. Такие роли как Гарри Перебейнога (“Губернатор провинции”), Яков Ясс (“Заговор обречённых”), Гончаренко (“Под каштанами Праги”), Ганс (“Константин Заслонов”), Гедеоновский (“Дворянское гнездо”) и др. были отмечены прессой, театральной общественностью города и представителями комитета по делам искусств. Большой творческой удачей Гайдая была работа над образом Вани Земнухова в спектакле «Молодая гвардия». За исполнение роли Земнухова был награждён почётной грамотой обкома ВЛКСМ. Тов. Гайдай является одним из наиболее одарённых и растущих молодых актёров Облдрамтеатра». В 1950 г. Леонид Гайдай поступил во ВГИК, где одно время обучался у кинорежиссёра-земляка, профессора, народного артиста СССР, лауреата Государственных премий СССР и РСФСР М. И. Ромма, а затем в творческой мастерской выдающегося кинорежиссёра, народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда Г. В. Александрова, снявшего всенародно любимые «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга». После первого курса приезжал на каникулы и для практики работал помощником режиссёра Иркутской студии кинохроники, которая в то время находилась в польском костёле. Фронтовик ростом под два метра был подручным у режиссёра Л. Н. Черепановой – росточком полтора метра, моложе его на шесть лет и смотрелся по-клоунски комично. Снимал с начинающим кинооператором, тоже студентом-практикантом, два сюжета «Шофёр-стотысячник» и «У истоков Ангары» для регионального российского киножурнала «Восточная Сибирь». Получил свою первую «киношную» зарплату в размере 650 руб. и характеристику директора В. Громодзинского: «Л. И. Гайдай показал себя способным и инициативным работником, приобретающим навыки самостоятельной работы. Принимал активное участие в разборе сюжетов, снятых другим оператором, обсуждении очередных журналов, выпущенных студией». После окончания ВГИКа, каждый раз, завершив работу над очередным фильмом, Леонид Иович любил с семьёй приезжать в Иркутск к родителям, повидать Байкал, встретиться с друзьями, одноклассниками. Весной 1960 г. он отдыхал во время отпуска с семьёй в Иркутске у родителей. Терзался в поисках идеи нового фильма. Отец, видя мучения сына, дал ему почитать фельетон С. Олейника «Пёс Барбос и необыкновенный кросс» в газете «Правда» за 10 апреля с первомайскими призывами. Это был гениальный сюжет будущей приключенческой десятиминутки и с ней рождение выдающейся «троицы» в составе Труса, Балбеса, Бывалого, с талантливыми актёрами Г. Вициным, Ю. Никулиным, Е. Моргуновым. Мгновенно вдохновлённый, Леонид Гайдай тут же написал режиссёрский сценарий и обратился к своей супруге актрисе Н. Гребешковой: «Нинок, ты послушай, как это смешно! Бежит пёс – 2 метра плёнки, за ним Бывалый – 3 метра, оглядывается – 1,5 метра. Общий план – бегут все…» Он уже всё видел! Ну а далее последовала череда удачных фильмов, ярких образов, фестивальных побед, триумфальное шествие по странам и континентам. Большую часть сценариев Гайдай написал сам или в соавторстве с Я. Костюковским и М. Слободским. Эксцентрика, трюки, остросюжетные пародии, гротеск, летучие фразы – всё это определило своеобразный стиль в кинематографе, заслуженно названный «Гайдаевским». Режиссёр работал в жанре музыкальной, сатирической эксцентрической кинокомедии. За вклад в развитие советской кинематографии Л. И. Гайдай награждён орденами «Знак Почёта» и Трудового Красного Знамени. За воинские заслуги удостоен ордена Отечественной войны I степени. Леонид Иович ушёл из жизни 19 ноября 1993 г., чуть пережив своё семидесятилетие. А фильмы, известные до кадра, до слова, по-прежнему притягательны. Такой фантастический, загадочный феномен – гайдаевский. Стоит сказать «Гайдай» и уже улыбка. Не правда ли? 10 октября 2012 г. на площади рядом с иркутским цирком состоялось торжественное открытие памятника Л. Гайдаю и самым известным героям его комедий – Трусу, Балбесу и Бывалому. Авторы композиции – скульпторы А. Миронов (Улан-Удэ) и Л. Сериков (Иркутск), а также архитектор С. Демков. Литература Фролов, И. Д. В лучах эксцентрики / И. Д. Фролов. – М. : Искусство, 1991. – 192 с. Гребешкова, Н. Народных артистов много, а Гайдай – один / Н. Гребешкова ; интервью вела М. Станиславчик // Труд. – 2001. – 2 февр. – С. 7 : ил. Медведев, В. Н. А потом был «Пёс Барбос»... / В. Н. Медведев // Вост.-Сиб. вести. – 2001. – 8–14 мая. – С. 10. Слепнёв, Б. Т. С помощью фильмов Леонид Гайдай разыскивал школьных друзей / Б. Т. Слепнёв // СМ-Номер один. – 2001. – 1 нояб. – С. 6–7. Соболь, В. «Это не мой фильм» / В. Соболь ; интервью вёл Б. Т. Слепнёв // Говорит и показывает Иркутск. – 2001. – 9 нояб. – С. 3. Артеньева, О. Леонид Гайдай: «Я всё сказал в своих фильмах» / О. Артеньева // Иркутск. – 2002. – 7 февр. – С. 14. Леонид Гайдай: жизнь в историях // Канал 007. – 2002. – 27 янв. (№ 4). – С. 7. О присвоении имени режиссёра Центру российского кино в Иркутске. Пупшева, М. Гайдай Советского Союза / М. Пупшева, М. Иванов, В. Цукерман. – М. : Эксмо. – 2002. – 444 с. : портр, 32 л. ил. Березин, В. Е. И спасал нас Лёня // Культура. – Иркутск, 2003. – № 1/2. – С. 6. Вспоминания о своём однокурснике по студии Л. Гайдае. Березин, В. Е. После юбилея // Культура. – Иркутск, 2003. – № 3. – С. 16. Об ошибках и неточностях в газетных публикациях о Гайдае. Богатых, А. «Гайдай никогда не болел звёздной болезнью» / А. Богатых // СМ-Номер один. – 2003. – 23 янв. – С. 4. Воспоминания друга и одноклассника. Богачёв, Е. Домик у иркутского вокзала / Е. Богачёв // Гудок. – 2003. – 30 янв. – С. 6. Богачёв, Е. Иркутская история Леонида Гайдая / Е. Богачёв // Вост.-Сиб. путь. – 2003. – 4 февр. – С. 6. В память о киноклассике // Вост.-Сиб. правда. – 2003. – 4 февр. – С. 1. Открытие в Иркутске мемориальной доски в честь 80-летия со дня рождения Л. Гайдая. Гайдай, Л. Сюжеты из старого дома в Глазково / Л. Гайдай // Вост.-Сиб. правда. – 2003. – 30 янв. – С. 1, 4. Гордеева, О. Жизнь по Гайдаю / О. Гордеева // Видеоканал. – 2003. – 28 янв. – 3 февр. (№ 4). – С. 2. Воспоминания одноклассников режиссёра. Гребешкова, Н. Н. Гребешкова: «Жили как жили» / Н. Гребешкова ; интервью вела Н. Ключевская // Канал 007. – 2003. – 3 февр. – С. 5. Егунов, В. П. Второй после Всевышнего / В. П. Егунов. – Иркутск, 2003. – С. 105–106. Житов, К. Забвению не подлежит / К. Житов // Вост.-Сиб. путь. – 2003. – 7 февр. – С. 5. Контышева, О. Гайдай всегда Гайдай / О. Контышева // Копейка. – 2003. – 4–10 апр. – С. 2. О создании учебно-образовательной видеопрограммы о Гайдае в Иркутске Восточно-Сибирским региональным отделением Союза кинематографистов России. Лагунова, И. Нина Гребешкова думала, что больше никогда не приедет в Иркутск / И. Лагунова // Жизнь. – 2003. – 3–9 февр. – С. 2. Об открытии в Иркутске мемориальной доски в честь Л. Гайдая. Леонид Гайдай снял свой первый фильм в Качуге! // Лен. правда. – Качуг, 2003. – 21 февр. – С. 5. О фильме «Шофёр-стотысячник» режиссёра Л. Гайдая. Липчинская, О. В. В Иркутске нашли первый фильм Гайдая / О. В. Липчинская // Комс. правда. Иркут. вып. – 2003. – 29 янв. – С. 6. Москальонова, Н. Бриллианты навсегда / Н. Москальонова // Кино Парк. – 2003. – № 3. – С. 52–55. Никонова, К. Леонид Гайдай. Иркутские страницы / К. Никонова // Александров. централ. – 2003. – Февр. – С. 3. Шелехов, Д. Такой несерьёзный серьёзный Гайдай / Д. Шелехов // Иркутянка. – 2003. – № 2. – С. 4. О детских годах Л. Гайдая в Иркутске. Жартун, С. Гайдай всегда Гайдай / С. Жартун // Вост.-Сиб. правда. – 2004. – 5 февр. (№ 22). – С. 4. Инешина, Т. Неизвестные фото Гайдая / Т. Инешина // Комс. правда. – 2004. – 6–13 февр. (№ 23). – (Прил.: Комс. правда. Иркут. вып. – С. 27). Александрова, Г. Великая бамбарбия Леонида Гайдая / Г. Александрова // За объединение. – Иркутск, 2006. – № 1. – С. 14. О Центре российской кинематографии им. Л. Гайдая в Иркутске. Гайдай, В. Отец Леонида Гайдая был каторжником / В. Гайдай // Копейка. – 2006. – 24–30 мая (№ 20). – С. 8–9. Прикладов, П. Леонид Гайдай – «антисоветчик» и «самогонщик» / П. Прикладов // Единая Россия в Прибайкалье. – 2006. – 30 янв. (№ 2). – С. 4. Харитонов, А. Кому ставить памятники? / А. Харитонов // Комс. правда – Байкал. – 2006. – 2 окт. (№ 38). – С. 2. Ковальская, А. Тройной кинопраздник / А. Ковальская // Вост.-Сиб. правда. – 2007. – 1 февр. (№ 18). – С. 4. Соболь, В. Владимир Соболь: Мы фронтового времени полпреды / В. Соболь ; записала И. Лагунова // Областная. – 2007. – 31 янв. (№ 9). Березин, В. Гайдай Советского Союза / И. Алексеева // Вост.-Сиб. правда. – 2008. – 30 янв. (№ 16). – С. 4. Гайдай, В. Волшебник смеха / В. Гайдай // Вост.-Сиб. правда. – 2008. – 27 нояб. (№ 200). – С. 4. Предложение создать в Иркутске Фонд памяти Л. Гайдая. Гайдай, В. 15 лет без Гайдая / В. Гайдай // Областная. – 2008. – 19 нояб. (№ 132). – С. 8. Егунов, В. Молодые, молодые... / В. П. Егунов // Байкал. вести. – 2008. – 5–11 февр. (№ 4). – С. 18. Егунов, В. П. Он стал нашим папой / В. П. Егунов // Сибирь. – 2008. – № 2. – С. 194. Пономарёва, Н. С. Мемориальные доски и памятники, памятные знаки, скульптуры и образцы техники г. Иркутска / Н. С. Пономарёва. – Иркутск, 2008. – С. 43, 105, 115. Ружникова, И. Это наш Гайдай / И. Ружникова // Областная. – 2008. – 28 янв. (№ 7). – С. 12. Сухаревская, Л. Его фильмы – это 30 километров смеха / Л. Сухаревская // Байкал. вести. – 2008. – 5–11 февр. (№ 4). – С. 18. Гайдай, В. Леонид Гайдай в семейном интерьере / В. Гайдай // Иркут. губерния. – 2009. – № 1. – С. 40–43. Толстова, Т. В. Кинотеатр с «комедийной» репутацией / Т. В. Толстова // Областная. – 2009. – 4 февр. (№ 11). – С. 4. История иркутского кинотеатра «Художественный». К 10-летию Центра российской кинематографии им. Л. Гайдая. Гребешкова, Н. П. Нина – жена Гайдая / Н. П. Гребешкова // Копейка. – 2010. – 8–14 дек. (№ 48). – С. 11 : ил. Перетолчина, О. Империя высокого кинематографа / О. Перетолчина // Байкал. вести. – 2010. – № 13. – С. 11. Гайдай Леонид Иович // Иркутск : ист.-краевед. слов. – Иркутск, 2011. – С. 114. Полякова, Л. Памятник Леониду Гайдаю в Иркутске открыли звёзды советского кинематографа / Л. Полякова // Аргументы и факты. – 2012. – 11 окт. – (АиФ в Вост. Сибири). Постнова, Е. «Гайдай получился как настоящий» / Е. Постнова // Вост.-Сиб. правда. Конкурент. – 2012. – 11 окт. Открытие памятника Л. Гайдаю в Иркутске. Фильмография и награды кинофестивалей 1951 – «У истоков Ангары», «Шофёр-стотысячник» – сюжеты киножурнала «Восточная Сибирь» 1956 – «Ляна» – режиссёр-практикант у режиссёра Б. Барнета, роль Алёши 1956 – «Долгий путь» – режиссёр, совместно с В. Невзоровым, один из авторов сценария – М. Ромм 1958 – «Жених с того света» – режиссёр 1959 – «Ветер» – режиссёры А. Алов и В. Наумов, роль красного командира 1960 – «Трижды воскресший» – режиссёр 1961 – «В пути» – режиссёр М. Анджапаридзе, роль мужа 1961 – «Пёс Барбос и необычный кросс» – режиссёр, автор сценария. Почётный диплом международного кинофестиваля в Сан-Франциско. Специальный приз Международного кинофестиваля в Лондоне. 1962 – «Самогонщики» – режиссёр, автор сценария 1963 – «Деловые люди» – режиссёр, автор сценария 1965 – «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» – режиссёр, автор сценария. Главный приз «Серебряный дракон Вавеля» Международного кинофестиваля в Кракове (1965 г.) 1967 – «Кавказская пленница или новые приключения Шурика» – режиссёр, автор сценария. 1969 – «Бриллиантовая рука» – режиссёр, автор сценария. Приз РТР «Золотой билет» за «Лучшую отечественную комедию» (посмертно, 1995 г.) 1971 – «Двенадцать стульев» – режиссёр, автор сценария, роль Коробейникова. Диплом и премия «За вклад в разработку жанра кинокомедии» Всесоюзного кинофестиваля (1972 г.). Специальный приз «Серебряная сирена» фестиваля советских фильмов в Сорренто (1972 г.) 1973 – «Иван Васильевич меняет профессию» – режиссёр, автор сценария 1975 – «Не может быть!» – режиссёр, автор сценария 1978 – «По улицам комод водили» – художественный руководитель 1979 – «Инкогнито из Петербурга» – режиссёр, автор сценария 1980 – «За спичками» – режиссёр, автор сценария совместно с Р. Орко (СССР, Финляндия). Отмечен жюри Международного кинофестиваля в Москве (1981 г.) 1982 – «Спортлото-82» – режиссёр, автор сценария 1985 – «Опасно для жизни!» – режиссёр, автор сценария 1986–1987 – режиссёр 15 сюжетов Всесоюзного сатирического киножурнала «Фитиль» 1990 – «Частный детектив или Операция “Кооперация”» – режиссёр, автор сценария 1992 – «На Дерибасовской хорошая погода или на Брайтон-Бич опять идут дожди» – режиссёр, автор сценария (Россия, США) 1994 – Победитель конкурса «Золотой овен» в номинации «Человек года» кинокомпании «Кинотавр» Авторы
Березин Владимир Ефимович
Источники
Приангарье: годы, события, люди : календарь знаменат. и памят. дат Иркут. обл. на 2013 г. / сост. : Л. А. Казанцева, Н. С. Пономарёва ; ред. Е. П. Малованюк. – Иркутск : изд. Иркут. обл. гос. универс. науч. б-ки им. И. И. Молчанова-Сибирского, 2012. – 192 c. : ил.
41-48
Персоны
Гайдай Леонид Иович
|
|