Публикации / Опанасенко Николай Астафьевич (родился в 1936 г.)

Опанасенко Николай Астафьевич (родился в 1936 г.)

Художник

Тематические группировки
Культура/Изобразительное искусство

Опанасенко Николай Астафьевич (родился в 1936 г.)
Перебирая огромный архив Николая Астафьевича Опанасенко, пересматривая его документальные фильмы, кино- и фоторепортажи, бесчисленные публикации в прессе невольно приходят мысли о том, что всего созданного этим человеком хватило бы на несколько жизней. В любой работе – основательный, очень ответственный подход к изучению материала и, самое главное – настоящая увлечённость, на языке творческих людей именуемая полным «погружением в тему».
Для Николая Астафьевича грядущий год особенный – юбилейный. Известный иркутский художник, кинодокументалист, автор книг «Попутчики», «Промысел», «Прислуга», «После» – он является одной из самых примечательных и самобытных личностей в среде творческой интеллигенции города. «Золотые руки, пустой карман…» – так в своё время выразился о художнике его коллега, журналист В. Владимиров . У Николая Опанасенко действительно «золотые руки». К примеру, он в совершенстве освоил книгопечатное ремесло, когда, не найдя средств к изданию своего сборника рассказов, очерков и эссэ, собственноручно отпечатал и переплёл книги (факт уникальный в своём роде).
Энергичная деятельная натура Н. Опанасенко формировалась в тяжёлые военные и послевоенные годы. Он родился в г. Ефремове Тульской области в 1936 г. Родителей лишился рано, с начала Великой Отечественной войны. Воспитывался в детских домах (до 1944 г. – в Телятинском, близ Ясной Поляны, до 1951 г. – в Хрусловском Тульской области). Детский дом закалил его, испытав на выносливость физическую и моральную, но оставил душевные раны на всю жизнь. Оттуда – из жестокого полуголодного времени – его высокая самодисциплина, внутренняя организованность и собранность. В биографии Николая Опанасенко есть такие вехи как учёба в Тульском механическом техникуме (1951–1955 гг.) и Барнаульской военной школе авиамехаников (1955–1956 гг.), по окончании которых он служил мастером по эксплуатации реактивных самолетов и авиационного кино- и фотооборудования; работа в Объединенном институте ядерных исследований в г. Дубна (1958–1960 гг.). В дальнейшем опыт, приобретённый в эти годы, станет бесценным, когда он окажется на очередном повороте судьбы, попав в один из самых замечательных творческих вузов страны – Всесоюзный Государственный институт кинематографии (операторский факультет, мастерская профессора Л. В. Косматова, 1960–1965 гг.). Здесь он обрёл себя, «как настоящий физик он оказался лириком». Свободная творческая атмосфера института, общение со многими талантливыми людьми, составлявшими гордость советского кинематографа – всё это сформировало личность художника, зарядило его творческой энергией на долгие годы.
«По-ВГИКовски» самозабвенно и увлечённо работал Н. Опанасенко на Восточно-Сибирской студии кинохроники (1965–1980 гг.), сняв сотни репортажей, короткометражные фильмы («Мы строим БАМ», «Встречи на БАМе», «Гравюра на льду» и др.), документальные фильмы «Остров» (1965 г.), «Иркутский художественный музей» (1970 г.). С громоздкой кино- и фотоаппаратурой он исколесил всю Сибирь, был в самых труднодоступных «глухих» местах. Сегодня кадры кинохроники второй половины XX в. приобрели уникальную историко-художественную ценность, ибо они зафиксировали не только образы современников, необъятный край, великие стройки, но и воссоздали необыкновенно выразительный образ эпохи. Спустя почти полвека, эти фильмы, снятые с большой любовью и бережным отношением к материалу, пленяют удивительной цельностью и органичностью – тем, чего так не хватает современному кино и телевидению. За соавторство в киножурнале «Восточная Сибирь» и «Город на Ангаре» Н. А. Опанасенко стал дипломантом конференции «Молодость. Творчество. Современность» (1970, 1972 гг.)
Через много лет, после легендарных поездок по Сибири, Николай Астафьевич ощутит потребность в литературном изложении увиденного и пережитого, которое в дальнейшем станет основой его прозы.
Ко времени работы на студии относится обращение Н. Опанасенко к живописи. Вообще, он рисовал всегда: в далёком детстве, в годы учёбы во ВГИКе – он не расставался с карандашом. Мастерство кинооператора, помимо множества смежных специальностей, также включает в себя и владение основами изобразительной грамоты. Хорошую живописную школу Н. Опанасенко прошёл в постоянном общении с иркутскими художниками, среди которых Б. Лебединский, В. Томиловский, А. Мадиссон. Совместно с другими художниками он принимает участие в работе Дома творчества «Академическая дача». По воспоминаниям Николая Астафьевича, в Иркутск он вернулся «с сотней этюдов и полный ощущения своих творческих возможностей» .
В тонкой лессировочной живописи художник воссоздаёт образы минувшего. В ней есть своя «поэтика» и красота. Через постижение изобразительных символов он возвращается к навсегда потерянному – образам родных и близких в переломные моменты нашей истории («22 июня 1941 года», «9 Мая»). Тема семьи и войны является для художника самой выстраданной. Это его боль и трагедия.
Наиболее полно и выразительно представлен Н. Опанасенко в серии этюдов к фильму «Остров», в небольших натюрмортах и пейзажах периода 80–90-х гг., где ярко проглядывает лирическое дарование автора. Подвластен его кисти и портретный жанр. Портреты «Петро» (1970 г.) и «Кинооператор Ильчук» (1970–1994 гг.) в своё время были отмечены творческой общественностью. К несомненным удачам периода 2000-х гг. можно отнести «Иркутскую кинохронику» (2005 г.) – яркое свидетельство повседневной жизни кинодокументалистов.
Творческая судьба Н. А. Опанасенко, при всей сложности её пути, предстаёт цельным гармоничным явлением в художественной жизни Иркутска. Это личность, которой подвластно многое благодаря необычайному трудолюбию и постоянному поиску.
Н. А. Опанасенко является членом Союза кинематографистов РФ, членом Союза художников РФ.

Ю. Н. Башинова

Литература

Шумайлов, Ю. [О художнике] / Ю. Шумайлов // Вост.-Сиб. правда. – 1975. – 25 марта (№ 70). – С. 3.
Опанасенко, Н. А. Живопись, графика : кат. выст. / Н. А. Опанасенко. – Иркутск, 1977. – 17 с. : ил.
Опанасенко, Н. А. Живопись : кат. выст. / Н. А. Опанасенко. – Иркутск, 1979.
Шумайлов, Ю. Оранжевая ягода рябина / Ю. Шумайлов // Вост.-Сиб. правда. – 1979. – 23 авг. (№ 194). – С. 4.
Рогаль, В. С сыновней любовью / В. Рогаль // Вост.-Сиб. правда. – 1980. – Янв. – Спец. вып.: «Иркутские художники – селу».
Дорогами дружбы : кат. выст. произведений художников СССР и МНР / сост. В. Рогаль. – М. : Совет. художник, 1981.
Шумайлов, Ю. Оранжевая ягода рябина / Ю. Шумайлов // Совет. молодёжь. – 1981. – 8 авг. (№ 96). -С. 4.
Потапов, Т. Землякам – от земляка / Т. Потапов // Вост.-Сиб. правда. – 1986. – 25 мая (№ 121). – С. 4.
Ларёва, Т. Г. Художники Иркутска / Т. Г. Ларёва. – Иркутск, 1994. – С. 219.
Наше дело правое // Земля. – 1995. – 15 апр. (№ 14). – С. 5.
Владимиров, А. Три портрета живописца, который родом с кинохроники / А. Владимиров // Иркут. культура. – 1997. – Июнь-июль (№ 6/7). – С. 16.
Иркутские художники о войне : буклет выст., посвящ. 60-летию Победы. – Иркутск, 2005.
Опанасенко, Н. Избранное : [кат. произведений]. – Иркутск : Артиздат, 2006. – [Ч. 1]. – 30 с.
То же. – Ч. 2. – Иркутск : Артиздат, 2009. – 35 с.
Соловьёва, Т. Как много сделано / Т. Соловьёва // Культура. – 2006. – Янв.-февр. (№ 1/2). – С. 1, 5.
Иркутские художники-2010 : альбом / сост. С. Элоян. – Иркутск : Артиздат, 2010. – С. 50.


Перебирая огромный архив Николая Астафьевича Опанасенко, пересмат-ривая его документальные фильмы, кино- и фоторепортажи, бесчисленные публикации в прессе невольно приходят мысли о том, что всего созданного этим человеком хватило бы на несколько жизней. В любой работе – основательный, очень ответственный подход к изучению материала и, самое главное – настоящая увлечённость, на языке творческих людей именуемая полным «погружением в тему».
Для Николая Астафьевича грядущий год особенный – юбилейный. Известный иркутский художник, кинодокументалист, автор книг «Попутчики», «Промысел», «Прислуга», «После» – он является одной из самых примечательных и самобытных личностей в среде творческой интеллигенции города. «Золотые руки, пустой карман…» – так в своё время выразился о художнике его коллега, журналист В. Владимиров . У Николая Опанасенко действительно «золотые руки». К примеру, он в совершенстве освоил книгопечатное ремесло, когда, не найдя средств к изданию своего сборника рассказов, очерков и эссэ, собственноручно отпечатал и переплёл книги (факт уникальный в своём роде).
Энергичная деятельная натура Н. Опанасенко формировалась в тяжёлые военные и послевоенные годы. Он родился в г. Ефремове Тульской области в 1936 г. Родителей лишился рано, с начала Великой Отечественной войны. Воспитывался в детских домах (до 1944 г. – в Телятинском, близ Ясной Поляны, до 1951 г. – в Хрусловском Тульской области). Детский дом закалил его, испытав на выносливость физическую и моральную, но оставил душевные раны на всю жизнь. Оттуда – из жестокого полуголодного времени – его высокая самодисциплина, внутренняя организованность и собранность. В биографии Николая Опанасенко есть такие вехи как учёба в Тульском механическом техникуме (1951–1955 гг.) и Барнаульской военной школе авиамехаников (1955–1956 гг.), по окончании которых он служил мастером по эксплуатации реактивных самолетов и авиационного кино- и фотооборудования; работа в Объединенном институте ядерных исследований в г. Дубна (1958–1960 гг.). В дальнейшем опыт, приобретённый в эти годы, станет бесценным, когда он окажется на очередном повороте судьбы, попав в один из самых замечательных творческих вузов страны – Всесоюзный Государственный институт кинематографии (операторский факультет, мастерская профессора Л. В. Косматова, 1960–1965 гг.). Здесь он обрёл себя, «как настоящий физик он оказался лириком». Свободная творческая атмосфера института, общение со многими талантливыми людьми, составлявшими гордость советского кинематографа – всё это сформировало личность художника, зарядило его творческой энергией на долгие годы.
«По-ВГИКовски» самозабвенно и увлечённо работал Н. Опанасенко на Восточно-Сибирской студии кинохроники (1965–1980 гг.), сняв сотни репортажей, короткометражные фильмы («Мы строим БАМ», «Встречи на БАМе», «Гравюра на льду» и др.), документальные фильмы «Остров» (1965 г.), «Иркутский художественный музей» (1970 г.). С громоздкой кино- и фотоаппаратурой он исколесил всю Сибирь, был в самых труднодоступных «глухих» местах. Сегодня кадры кинохроники второй половины XX в. приобрели уникальную историко-художественную ценность, ибо они зафиксировали не только образы современников, необъятный край, великие стройки, но и воссоздали необыкновенно выразительный образ эпохи. Спустя почти полвека, эти фильмы, снятые с большой любовью и бережным отношением к материалу, пленяют удивительной цельностью и органичностью – тем, чего так не хватает современному кино и телевидению. За соавторство в киножурнале «Восточная Сибирь» и «Город на Ангаре» Н. А. Опанасенко стал дипломантом конференции «Молодость. Творчество. Современность» (1970, 1972 гг.)
Через много лет, после легендарных поездок по Сибири, Николай Астафьевич ощутит потребность в литературном изложении увиденного и пережитого, которое в дальнейшем станет основой его прозы.
Ко времени работы на студии относится обращение Н. Опанасенко к живописи. Вообще, он рисовал всегда: в далёком детстве, в годы учёбы во ВГИКе – он не расставался с карандашом. Мастерство кинооператора, помимо множества смежных специальностей, также включает в себя и владение основами изобразительной грамоты. Хорошую живописную школу Н. Опанасенко прошёл в постоянном общении с иркутскими художниками, среди которых Б. Лебединский, В. Томиловский, А. Мадиссон. Совместно с другими художниками он принимает участие в работе Дома творчества «Академическая дача». По воспоминаниям Николая Астафьевича, в Иркутск он вернулся «с сотней этюдов и полный ощущения своих творческих возможностей» .
В тонкой лессировочной живописи художник воссоздаёт образы минувшего. В ней есть своя «поэтика» и красота. Через постижение изобразительных символов он возвращается к навсегда потерянному – образам родных и близких в переломные моменты нашей истории («22 июня 1941 года», «9 Мая»). Тема семьи и войны является для художника самой выстраданной. Это его боль и трагедия.
Наиболее полно и выразительно представлен Н. Опанасенко в серии этюдов к фильму «Остров», в небольших натюрмортах и пейзажах периода 80–90-х гг., где ярко проглядывает лирическое дарование автора. Подвластен его кисти и портретный жанр. Портреты «Петро» (1970 г.) и «Кинооператор Ильчук» (1970–1994 гг.) в своё время были отмечены творческой общественностью. К несомненным удачам периода 2000-х гг. можно отнести «Иркутскую кинохронику» (2005 г.) – яркое свидетельство повседневной жизни кинодокументалистов.
Творческая судьба Н. А. Опанасенко, при всей сложности её пути, предстаёт цельным гармоничным явлением в художественной жизни Иркутска. Это личность, которой подвластно многое благодаря необычайному трудолюбию и постоянному поиску.
Н. А. Опанасенко является членом Союза кинематографистов РФ, членом Союза художников РФ.

Литература

Шумайлов, Ю. [О художнике] / Ю. Шумайлов // Вост.-Сиб. правда. – 1975. – 25 марта (№ 70). – С. 3.
Опанасенко, Н. А. Живопись, графика : кат. выст. / Н. А. Опанасенко. – Иркутск, 1977. – 17 с. : ил.
Опанасенко, Н. А. Живопись : кат. выст. / Н. А. Опанасенко. – Иркутск, 1979.
Шумайлов, Ю. Оранжевая ягода рябина / Ю. Шумайлов // Вост.-Сиб. правда. – 1979. – 23 авг. (№ 194). – С. 4.
Рогаль, В. С сыновней любовью / В. Рогаль // Вост.-Сиб. правда. – 1980. – Янв. – Спец. вып.: «Иркутские художники – селу».
Дорогами дружбы : кат. выст. произведений художников СССР и МНР / сост. В. Рогаль. – М. : Совет. художник, 1981.
Шумайлов, Ю. Оранжевая ягода рябина / Ю. Шумайлов // Совет. молодёжь. – 1981. – 8 авг. (№ 96). -С. 4.
Потапов, Т. Землякам – от земляка / Т. Потапов // Вост.-Сиб. правда. – 1986. – 25 мая (№ 121). – С. 4.
Ларёва, Т. Г. Художники Иркутска / Т. Г. Ларёва. – Иркутск, 1994. – С. 219.
Наше дело правое // Земля. – 1995. – 15 апр. (№ 14). – С. 5.
Владимиров, А. Три портрета живописца, который родом с кинохроники / А. Владимиров // Иркут. культура. – 1997. – Июнь-июль (№ 6/7). – С. 16.
Иркутские художники о войне : буклет выст., посвящ. 60-летию Победы. – Иркутск, 2005.
Опанасенко, Н. Избранное : [кат. произведений]. – Иркутск : Артиздат, 2006. – [Ч. 1]. – 30 с.
То же. – Ч. 2. – Иркутск : Артиздат, 2009. – 35 с.
Соловьёва, Т. Как много сделано / Т. Соловьёва // Культура. – 2006. – Янв.-февр. (№ 1/2). – С. 1, 5.
Иркутские художники-2010 : альбом / сост. С. Элоян. – Иркутск : Артиздат, 2010. – С. 50.

Авторы
Башинова Юлия Николаевна

Источники
Приангарье: годы, события, люди : календарь знаменат. и памят. дат Иркут. обл. на 2011 г. / сост. Л. А. Казанцева, А. Н. Макеев ; ред. И. В. Андрианова, Е. П. Малованюк. – Иркутск : изд. Иркут. обл. гос. универс. науч. б-ки им. И. И. Молчанова-Сибирского, 2010. – 196 c. : ил.
88-91