|
Указатели
|
Публикации / Иркутский музыкальный колледж (открыт в 1936 г.)
Иркутский музыкальный колледж (открыт в 1936 г.)Тематические группировки
Культура/Музыка
Несмотря на свою значительную удаленность от центральных районов России, Иркутск рано превратился в один из очагов русской культуры на Востоке. В 1845 г. в городе открылся Девичий институт Восточной Сибири. Роль этого учебного заведения в музыкальной жизни Иркутска чрезвычайно значительна. Большинство приезжих видных музыкантов Иркутска начинали свою музыкально-общественную деятельность со службы в Девичьем институте. Именно они оказались инициаторами создания в городе специальных музыкальных заведений, а институт становился «крёстным отцом» этих заведений, направляя в правительственные учреждения ходатайства о разрешении на их открытие. Специальные музыкальные заведения, главным образом частные школы, в первые годы после революции (до 1920 г.) были единственными центрами музыкального образования в Иркутске. В 1920 г. по распоряжению ГубОНО все существовавшие в то время частные школы были объединены в одно большое учебное заведение «Музыкальный университет». Университет просуществовал 2 года, а в августе 1922 г. был создан музыкальный техникум, в котором работала большая часть педагогов университета. Музыкальный техникум существовал до лета 1930 г., затем был переведен в г. Красноярск, а в Иркутске на 6 лет музыкальное образование прекратилось. И лишь 22 июля 1936 г. состоялось решение Президиума Востсибкрайкома об открытии Восточно-Сибирского музыкального техникума. В сентябре 1936 г. на основании постановления Всесоюзного комитета по делам искусств и приказа по Восточно-Сибирскому краевому управлению по делам искусств музыкальный техникум был переименован в Восточно-Сибирское краевое музыкальное училище. В разные годы, за всю историю училища преподавателями были лучшие музыканты города Иркутска. Евгения Григорьевна Городецкая (1865–1940) – чрезвычайно серьёзный и широко образованный музыкант, талантливый педагог и воспитатель, энергичный пропагандист музыкального искусства. Общее образование получила в Витебской женской гимназии, музыкальное – в Петербургской консерватории. С 1901 г. Евгения Григорьевна жила и работала в Иркутске. Работала в девичьем институте старшей преподавательницей музыки, что имело большое значение для серьёзной постановки в нём музыкального образования. Евгения Григорьевна родоначальница профессионального музыкального образования в Иркутске, у неё учились многие преподаватели музыкального училища. Именно Евгения Григорьевна с 1922 по 1932 г. была художественным руководителем «Музыкальных пятниц», надолго вошедших в музыкальную историю Иркутска. «Музыкальные пятницы» собирали любителей музыки, и профессиональных мастеров для встречи с музыкальным искусством. Редкая «пятница» обходилась без участия талантливой пианистки, ученицы Евгении Григорьевны – Татьяны Гуговны Бендлин. Татьяна Гуговна в четыре года с семьёй переехала в Иркутск, здесь получила музыкальное образование. Любимая ученица Е. Г. Городецкой, она окончила Иркутский музыкальный техникум, Московскую консерваторию и долгое время являлась ведущим педагогом музыкального училища. Ученицей Е. Г. Городецкой (частные уроки) и Т. Г. Бендлин (музыкальное училище) была Людмила Пантелеймоновна Холодилова (родилась в 1924 г. в г. Иркутске). Музыкально одарённая пианистка, окончив Московскую консерваторию в 1951 г., вернулась в родной город. В разные годы много играла с симфоническим оркестром, выступала на радио. Заслуженный работник культуры Людмила Пантелеймоновна Холодилова долгие годы работала в родном училище, воспитав 123 ученика. Традиция «Музыкальных пятниц» долгие годы поддерживалась иркутскими музыкантами. Среди тех, кто занимался «пятницами», нельзя не вспомнить имена пианиста и теоретика Владимира Фёдоровича Сухиненко (1905–1992), а также скрипача и композитора Г. Э. Ланэ. Владимир Фёдорович Сухиненко в Иркутск приехал после окончания Московской консерватории, и отдал ему более 50-ти лет своей жизни. Талантливый музыкант-просветитель, общественный деятель, педагог, музыкальный критик, музыковед, Владимир Фёдорович – первый преподаватель музыкального училища. В училище он вёл несколько предметов: специальное фортепиано, класс камерного ансамбля, сольфеджио, музыкальную литературу, инструментоведение. Много времени он отдавал Иркутской студии телевидения, где провел цикл передач – «Час музыкальных знаний», (1967), «Беседы у рояля» (1968–1970), «Беседы двух музыковедов» (1970), «В мире музыки» и «Портреты великих музыкантов» (1973). Главными партнёрами в этих передачах были коллеги Владимира Фёдоровича, преподаватели училища: пианист Д. И. Басков, пианист и теоретик Н. Н. Тихонова, виолончелист В. Н. Тихонов, пианистки Л. Н. Семенцова, Л. П. Холодилова. Друг Владимира Фёдоровича Генрих Эмильевич Ланэ, приехал в Иркутск после окончания Саратовской консерватории. Долгие годы он был единственным членом Союза композиторов СССР в Иркутской области. Так же как и Владимир Фёдорович, Генрих Эмильевич совмещал работу в радиокомитете с педагогической деятельностью в музыкальном училище, где преподавал скрипку и стал основателем струнно-смычкового отделения. На сегодняшний день на базе отделения существует не только камерный, но и симфонический оркестр, созданный нынешним руководителем Акимовой Татьяной Юрьевной. Ученицей Г. Э. Ланэ (скрипка) и В. Ф. Сухиненко (фортепиано) была Любовь Николаевна Семенцова, впоследствии получившая звание «Заслуженный работник культуры». Выпускница Московской консерватории, Любовь Николаевна более сорока лет возглавляла фортепианное отделение в училище, её воспитанником был Дмитрий Иванович Басков, ныне преподаватель училища, заслуженный работник культуры, профессор; Денис Мацуев, лауреат международных конкурсов, заслуженный артист России, и многие другие музыканты. Музыковедческие традиции Владимира Фёдоровича Сухиненко продолжают педагоги теоретического отделения. Имя Изольды Оскаровны Цахер, кандидата искусствоведения (родилась в 1939 г., в г. Иркутске) известно многим музыкантам страны, так как её выпускники ныне являются педагогами различных музыкальных учебных заведений России. Многие музыканты знакомы и с её книгами: «Об одной музыкальной idée fixe в творчестве Шумана»; «Поздние квартеты Бетховена. Особенности драматургии»; «О двухмерной семантической структуре Д. Шостаковича и С. Танеева»; «Фуга как феномен музыкального мышления». Среди первых преподавателей училища нужно назвать и Павла Павловича Гоголева (1901–1979) Приехав в Иркутск в начале двадцатых годов, он играл в духовом оркестре, был учеником Е. Г. Городецкой. Павел Павлович владел всеми духовыми инструментами деревянной группы. Писал музыку к театральным спектаклям. В училище на протяжении сорока лет вёл класс духовых инструментов и был основателем духового отделения. Народное отделение было основано Михаилом Степановичем Ивановым (1895–1970). Уроженец г. Иркутска, музыкальное образование он получил в музыкальном техникуме. Михаил Степанович пользовался большим авторитетом как эрудированный музыкант и талантливый педагог, передавший свой опыт большому числу учеников, многие из которых впоследствии работали в родном училище. На отделении были продолжены традиции Владимира Акиндиновича Соснина и Холодилова Пантелеймона Степановича, создателей первого народного оркестра в городе. На базе народного отделения многие годы существуют оркестр народных инструментов и тембровых баянов. Традиции этих коллективов сегодня поддерживает и развивает руководитель Николай Михайлович Мочалов. В 1999 г. коллектив оркестра народных инструментов под руководством Н. М. Мочалова стал дипломантом Международного видеоконкурса в г. Владивостоке. Народные традиции бережно сохраняются и на специализации «Руководитель народного хора», создателем которого является ныне работающий педагог – Нина Владимировна Мищенко (родилась в г. Иркутске в 1923 г.), создатель первого народного хора в городе. Сегодня специализация руководитель народного хора становится всё популярнее среди молодёжи. Яркий самобытный фольклор родного края нынешние студенты познают не только на занятиях, но и в ходе фольклорных экспедиций по родному краю. Имя хормейстера Николая Николаевича Глаголева (1887–1976) было широко известно в Иркутске в начале XX в. Закончив Московское синодальное дирижёрско-хоровое училище, в связи со служебным назначением отца он оказался в Иркутске. Занимаясь в музыкальных классах Иркутского отделения ИРМО, приобрел опыт хормейстерской и педагогической работы. Человек энергичный и преданный своей профессии, он со дня открытия училища преподавал дирижерско-хоровые дисциплины, музыкальную грамоту, теорию музыки, сольфеджио, руководил учебным хором. Через его класс прошло не менее двухсот учащихся, получивших квалификацию дирижера. Под руководством Н. Н. Глаголева студенты дирижерско-хорового отделения принимали активное участие в «музыкальных пятницах». Традиции тесных связей музыкантов города продолжают активно развиваться. В училище всегда работали музыканты, которые не ограничивались только педагогической работой. Все преподаватели активно гастролировали, многие являлись артистами филармонии, работали в музыкальном отделе радио и на телевидении. Преподаватели нынешнего педагогического состава, продолжая традиции прошлого, также работают в симфоническом оркестре, музыкальном театре, музыкальных школах города, ведут активную концертно-просветительскую работу. Литература Вершинина, О. Кузница музыкальных кадров / О. Вершинина // Совет. молодёжь. – 1956. – 21 окт. Сухиненко, В. В оркестре только баянисты… / В. Сухиненко // Вост.-Сиб. правда. – 1969. – 22 мая. Ушаков, В. В гостях – 60 баянов / В. Ушаков // Вост.-Сиб. правда. – 1969. – 30 апр. Васильев, О. В мире музыки / О. Васильев // Вост.-Сиб. правда. – 1978. – 28 февр. Шуминов, Ю. Создан оркестр / Ю. Шуминов // Вост.-Сиб. правда. – 1979. – 30 мая. Два училища вместо одного // Вост.-Сиб. правда. – 1991. – 1 марта. Мочалов, Н. М. Вновь играет оркестр : [интервью преп. училища Н. М. Мочалова об оркестре нар. инструментов] / Н. М. Мочалов ; записал К. Житов // Иркутск. – 1997. – 10 янв. – С. 8. Савинцева, А. Иркутск – город музыкальный / А. Савинцева // Вост.-Сиб. правда. – 1997. – 20 дек. Бумажникова, А. Юбилейные торжества продолжаются / А. Бумажникова // СМ-Номер один. – 1998. – 15 янв. Сухаревская, Л. Иркутскому музыкальному училищу исполняется 60 лет / Л. Сухаревская // СМ-Номер один. – 1998. – 5 янв. Григорьева, С. Профессией выбрана музыка / С. Григорьева // Иркутск. – 1999. – 7 мая. Соколовская, М. Г. Школа педагогического труда / М. Г. Соколовская // Вост.-Сиб. правда. – 2000. – 17 марта. Литвин, М. И. Деятельность Восточно-Сибирского краевого музыкального училища в 1940–1950-х годах / М. И. Литвин // Третьи Романовские чтения : материалы науч. конф – Иркутск, 2001. – С. 146–149. Галинов, С. О чём мечтает дирижёр? / С. Галинов // Молодёж. magazine. – 2002. – № 1. – С. 33-34. О молодых дирижёрах, выпускниках училища. Тяпкина, Т. Культура: образование взрослых / Т. Тяпкина // Культура. – Иркутск, 2002. – Нояб. (№ 7). – С. 13. О деятельности училища в 2001–2002 гг. Литвин, М. Годы становления / М. Литвин // Культура. – Иркутск, 2003. – № 6. – С. 8. Музыкальное училище в 1930–1950-х гг. Тюленев, В. Праздник музыки / В. Тюленев // Вост.-Сиб. правда. – 2003. – 1 февр. – С. 11. Жартун, С. Наследник с нежным сердцем / С. Жартун // Вост.-Сиб. правда. – 2005. – 16–17 апр. (№ 75/76). – С. 13. О театральной студии училища. Мильтер, В. Самое страшное – это заниматься нелюбимым делом / В. Мильтер // Областная. – 2006. – 15 нояб. (№ 102). – С. 12 Поблинкова, А. Музыкальный колледж назовут именем Шопена / А. Поблинкова // Областная. – 2010. – 25 окт. (№ 123). – С. 8. Первоначально в данной статье были приведены ошибочные сведения об ответственности. Составители сборника приносят извинения за допущенную ошибку. Авторы
Люберцева Людмила Семёновна
Источники
Приангарье: годы, события, люди : календарь знаменат. и памят. дат Иркут. обл. на 2011 г. / сост. Л. А. Казанцева, А. Н. Макеев ; ред. И. В. Андрианова, Е. П. Малованюк. – Иркутск : изд. Иркут. обл. гос. универс. науч. б-ки им. И. И. Молчанова-Сибирского, 2010. – 196 c. : ил.
114-119
|
|