|
Указатели
|
Публикации / Иркутский музыкальный колледж
Иркутский музыкальный колледжТематические группировки
Культура/Музыка
Первые ростки профессионального музыкального образования связаны с появлением в регионе декабристов. В 1845 году в городе открылся Девичий институт Восточной Сибири и примечательно, что начальный период его деятельности также связан с именами живших в Иркутске декабристов. Роль этого учебного заведения в музыкальной жизни города чрезвычайно значительна. Большинство приезжих видных музыкантов начинали свою музыкально-общественную деятельность со службы в Девичьем институте. Именно они оказались инициаторами создания в городе специальных музыкальных заведений, а институт становился «крёстным отцом» этих заведений, направляя в правительственные учреждения ходатайства о разрешении на их открытие. Фамилии профессиональных музыкантов 19 века А.М. Редрова, И.В. Гусева, А. Ф. Вербова, Р.А. Иванова, М.Н. Синицина, Е.Г. Городецкой, И.М. Мариупольского и др., которые мы встречаем в работе И.Ю. Харкеевич «Выдающиеся музыкальные деятели Иркутска», связаны с началом становления профессионального музыкального образования в городе Иркутске. Все они - выпускники Московской и Петербургской консерваторий. Среди выпускников столичных консерваторий того времени можно встретить и уроженцев Иркутска. Начало 20 века связано с активизацией музыкального образования в городе. Усилиями музыкантов-педагогов в Иркутске открываются специальные музыкальные заведения, главным образом частные школы. В 1920 году все существовавшие в то время частные школы были объединены в одно большое учебное заведение «Музыкальный университет», ректором которого и деканом фортепианного факультета становится Е.Г. Городецкая, чья музыкальная школа в течение 20 лет до революции пользовалась всероссийской известностью. Евгения Григорьевна - родоначальница профессионального музыкального образования в Иркутске, чрезвычайно серьезный и широко образованный музыкант, талантливый педагог и воспитатель, энергичный пропагандист музыкального искусства. Общее образование получила в Витебской женской гимназии, музыкальное – в Петербургской консерватории. С 1901 года Евгения Григорьевна живет в Иркутске, работает в музыкальной школе и в девичьем институте старшей преподавательницей музыки, что имело большое значение для серьезной постановки в нем музыкального образования. Университет просуществовал два года, а в августе 1922 года был создан музыкальный техникум, в котором работала большая часть педагогов университета. Профессиональный уровень подготовки в техникуме был достаточно высоким. Среди его преподавателей, сыгравших большую роль в развитии музыкальной культуры в нашем городе, следует назвать О.С. Житейскую, Н.А. Никольскую, М.А. Кожевникова, П.М. Берлинского… Они воспитали плеяду талантливых музыкантов и певцов. Музыкальный техникум, несмотря на работу профессиональных педагогов-музыкантов, не справился с финансовыми проблемами и в 1930 году был переведен в Красноярск. В Иркутске на 6 лет музыкальное образование прекратилось. Свою деятельность продолжила лишь музыкальная школа, которую педагоги-энтузиасты отстояли для города. 22 июля 1936 года состоялось решение Президиума Востсибкрайкома об открытии Восточно-Сибирского музыкального техникума. Техникум был открыт в составе 1 курса и Подготовительного отделения по специальности: фортепиано, скрипка, виолончель, духовых инструментов, сольного и хорового пения. В сентябре того же года на основании постановления Всесоюзного комитета по делам искусств и приказа по Восточно-Сибирскому краевому управлению по делам искусств музыкальный техникум был переименован в Восточно-Сибирское краевое музыкальное училище. Директором училища был назначен директор музыкальной школы Михаил Кондидович Флегонтов. 3 июня 1938 года Михаил Кондидович был обвинен в измене Родине и арестован (реабилитирован 22 декабря 1956 года). На должность директора назначен Александр Нефедьевич Беляев (возглавлял училище 22 года). Одним из первых преподавателей училища был Владимир Федорович Сухиненко. Выпускник Московской консерватории, великолепный музыковед, он всю жизнь посвятил воспитанию музыкантов и музыкальному просветительству в городе Иркутске. Владимир Федорович был активным помощником директора, часто исполнял его обязанности. В училище он вел несколько предметов: специальное фортепиано, класс камерного ансамбля, сольфеджио, музыкальную литературу, инструментоведение. Долгие годы Владимир Федорович работал лектором Иркутской филармонии. Много времени отдавал Иркутской студии телевидения. Многие помнят цикл передач – «Час музыкальных знаний» (1967), «Беседы у рояля» (1968-1970), «Беседы двух музыковедов» (1970). Главными партнерами в этих передачах были коллеги Владимира Федоровича, выпускники родного училища: пианист Дмитрий Иванович Басков, пианист и теоретик Наталья Николаевна Тихонова, виолончелист Валентин Николаевич Тихонов, пианисты Любовь Николаевна Семенцова, Людмила Пантелеймоновна Холодилова. В разные годы, за всю историю училища преподавателями были лучшие музыканты города Иркутска. Среди них: Глаголев Н.Н., Сухиненко В.Ф., Ланэ Г.Э., Бендлин Т.Г., Мурашкина Т.А., Харкеевич И.Ю., Пухнаревич Л.М., Касабов Л.А., Бери А.Д., Ромащенко А.К., Савинцева Е.В., Соколов И.А., Семенцова Л.Н., Холодилова Л.П., Забелинская Н.М., Чернышев К.А., Кушакова Р.А., и многие другие. Первыми преподавателями вокала в училище работали Каз Елизавета Борисовна и Тополев Михаил Григорьевич. Они были не только педагогами училища, но и активными просветителями. В городе существовала традиция просветительских концертов - «музыкальных пятниц». С 1922 по 1932 год художественным руководителем «музыкальных пятниц» была Е.Г.Городецкая. Музыкальные пятницы собирали любителей музыки, и профессиональных мастеров для встречи с музыкальным искусством. Редкая «пятница» обходилась без участия талантливой пианистки, ученицы Евгении Григорьевны - Татьяны Гуговны Бендлин. Татьяна Гуговна в четыре года с семьей переехала в Иркутск, здесь получила музыкальное образование. Любимая ученица Е.Г. Городецкой, окончила Иркутский музыкальный техникум, Московскую консерваторию и долгое время являлась ведущим педагогом музыкального училища. Ученицей Е.Г. Городецкой (частные уроки) и Т.Г. Бендлин (музыкальное училище) была Людмила Пантелеймоновна Холодилова (родилась в 1924г в городе Иркутске). Музыкально одаренная пианистка, окончив Московскую консерваторию в 1951 году, вернулась в родной город. В разные годы много играла с симфоническим оркестром, выступала на радио. Заслуженный работник культуры Людмила Пантелеймоновна Холодилова долгие годы работала в родном училище, воспитав 123 ученика. Друг Сухиненко Владимира Федоровича Генрих Эмильевич Ланэ, приехал в Иркутск после окончания Саратовской консерватории. Член Союза композиторов СССР, так же как и Владимир Федорович, Генрих Эмильевич совмещал работу в радиокомитете с педагогической деятельностью в музыкальном училище, где преподавал скрипку. Он стал основателем струнно-смычкового отделения, которое на сегодняшний день имеет полную группу струнно-смычковых инструментов, что позволило нынешнему руководителю Акимовой Татьяне Юрьевне создать в колледже не только камерный, но и симфонический оркестр. Ученицей Г.Э Ланэ (скрипка) и В.Ф. Сухиненко (фортепиано) в годы учебы в училище была Л.Н. Семенцова. Выпускница Московской консерватории, Заслуженный работник культуры Любовь Николаевна более сорока лет возглавляла фортепианное отделение училища, воспитала множество учеников, продолжающих школу мастера. Среди её учеников: заслуженный работник культуры, профессор, ныне преподаватель училища (колледжа) Дмитрий Иванович Басков, лауреат Международных конкурсов, народный артист России Денис Мацуев, и многие другие музыканты. Музыковедческие традиции Владимира Федоровича Сухиненко продолжили педагоги теоретического отделения: Е.В. Савинцева, А.Е. Савинцева, Е.И. Борисова, Ю.В. Тельминова. Имя кандидата искусствоведения Изольды Оскаровны Цахер известно многим музыкантам страны, так как её выпускники, закончив ведущие консерватории страны, ныне являются педагогами различных музыкальных учебных заведений России. Работают выпускники и в родном колледже: О.Ф. Гудкова, Н.С. Валеева, Я.Л. Юденкова. Многие музыканты страны знакомы и с книгами И.О.Цахер: «Об одной музыкальной idée fixe в творчестве Шумана»; «Поздние квартеты Бетховена. Особенности драматургии»; «О двухмерной семантической структуре Д.Шостакович и С.Танеева»; «Фуга как феномен музыкального мышления». Среди первых преподавателей училища нужно назвать и имя Павла Павловича Гоголева (1901-1979), приехав в Иркутск в начале двадцатых годов, он играл в духовом оркестре, был учеником Е.Г. Городецкой. Павел Павлович владел всеми духовыми инструментами деревянной группы. Писал музыку к театральным спектаклям. В училище на протяжении сорока лет вел класс духовых инструментов и был основателем духового отделения. Народное отделение было основано Михаилом Степановичем Ивановым (1895-1970). Уроженец города Иркутска, музыкальное образование получил в музыкальном техникуме. Михаил Степанович пользовался большим авторитетом как эрудированный музыкант и талантливый педагог, передавший свой опыт большому числу учеников, многие из которых впоследствии работали в родном училище. На отделении были продолжены традиции создателей первого народного оркестра в городе Владимира Акиндиновича Соснина и Холодилова Пантелеймона Степановича. На базе народного отделения многие годы существуют оркестр народных инструментов и тембровых баянов. Традиции этих коллективов сегодня поддерживает и развивает руководитель Николай Михайлович Мочалов. В 1999 году коллектив оркестра народных инструментов под руководством Н.М. Мочалова стал дипломантом Международного видео-конкурса в городе Владивостоке. Народные традиции бережно сохраняются и на специализации «Руководитель народного хора», у истоков которого была Нина Владимировна Мищенко (1923-2012) (уроженка г. Кронштадта). После окончания Великой Отечественной войны Нина Владимировна поступает учиться в Иркутское музыкальное училище, но окончив два курса, по совету Е.В. Савинцевой уезжает учиться в Ленинградское музыкальное училище при консерватории им. Н.А. Римского–Корсакова, после окончания которого, возвращается работать в Иркутск. Огромное желание учиться, повышать мастерство позже привело на факультет дирижерско-хорового отделения Свердловской консерватории им. М.П. Мусоргского. Любовь к народной песне и профессия дирижера помогла Нине Владимировне сформировать и «поставить на ноги» народно-хоровое отделение. Сегодня специализация «Руководитель народного хора» становится все популярнее среди молодежи. Яркий самобытный фольклор родного края нынешние студенты познают не только на занятиях, но и в ходе фольклорных экспедиций по родному краю. В начале 20 века в Иркутске было широко известно имя хормейстера Николая Николаевича Глаголева (1887-1976). Закончив Московское синодальное дирижерско-хоровое училище, в связи со служебным назначением отца он оказался в Иркутске. Занимаясь в музыкальных классах Иркутского отделения ИРМО, приобрел опыт хормейстерской и педагогической работы. Человек энергичный и преданный своей профессии со дня открытия училища преподавал дирижерско-хоровые дисциплины, музыкальную грамоту, теорию музыки, сольфеджио, руководил учебным хором. Через его класс прошло не менее двухсот учащихся, получивших квалификацию дирижера. Под руководством Н.Н. Глаголева студенты дирижерско-хорового отделения принимали активное участие в «музыкальных пятницах». Самое молодое отделение в училище - эстрадное. Заслуга в открытии одной из сложных специальностей принадлежит Владимиру Викторовичу Романенко, выпускнику Новосибирской консерватории, музыканту, широко пропагандирующему музыкальное искусство эстрады в Восточной Сибири. Для многих джазовых музыкантов его учебные пособия: «Гармония популярной песни», «Азбука рок-н-ролла» стали настольными. Совместно с Аллой Яковлевной Фраткиной они сумели сплотить профессиональный коллектив, пропагандирующий джазовое искусство. Сегодня коллектив студентов и преподавателей продолжает лучшие традиции музыкантов прошлого. В 2005 году училище по результатам аттестации получает статус колледжа, а в 2011 колледжу присвоено имя Фридерика Шопена. Жизнь музыкантов полна творчества, она интересна и нелегка. Частые выступления творческих коллективов заставляют отдавать множество сил. Творческих коллективов в училище немало. Кроме упомянутых, оркестра народных инструментов, тембровых баянов, симфонического и камерного оркестра, это: духовой оркестр, смешанный хор, народный хор, инструментальные и вокальные ансамбли, солисты-инструменталисты и вокалисты. Традиции тесных связей музыкантов города продолжают активно развиваться. В училище всегда работали музыканты, которые не ограничивались только педагогической работой. Все преподаватели активно гастролировали, многие являлись артистами филармонии, работали в музыкальном отделе радио и на телевидении. Преподаватели нынешнего педагогического состава, продолжая традиции прошлого, работают в симфоническом оркестре, музыкальном театре, музыкальных школах города, ведут активную концертно-просветительскую работу. Авторы
Люберцева Людмила Семёновна
|
|