|
Указатели
|
Публикации / Башарин Николай Петрович (Род. 1940)
Башарин Николай Петрович (Род. 1940)ХудожникТематические группировки
Культура/Изобразительное искусство
Родился Николай Петрович Башарин 28 октября 1940 г. в Иркутске. Его родовые корни – на воронежской земле, откуда в 1936 г. его родители приехали на строительство Иркутского авиазавода. Николай начал рисовать тогда, когда впервые увидел карандаш и бумагу. Будучи школьником, из всех кружков в ДК им. Ю. Гагарина он выбрал изостудию, которой руководил Дмитрий Михайлович Журавлев, человек бескорыстный, безгранично увлечённый своей работой. Среди его учеников были также ставшие известными художниками братья Жемерикины, Евгений Русаков и Валерий Чивилев. В воспоминаниях Н. П. Башарина сохранились занятия рисованием с натуры, утверждающееся чувство пропорции, вера в почти магическую силу линий, когда у юноши окончательно сформировалось решение стать художником. Занятия в изостудии Николай продолжал и учась в Иркутском ремесленном училище, где получил профессию слесаря. Прохождение практики на Иркутском машиностроительном заводе сказалось на тематике его последующих работ. Работа на производстве дала Башарину неоценимый опыт познания жизни, людей труда, сформировала его мировоззрение, оказала влияние на исполнение рисунка «Горновой». В Иркутское училище искусств Николай поступил возмужавшим юношей, где занимался с любимыми преподавателями Г. Г. Леви и М. Д. Воронько. После окончания училища работал в Шахтёрске на Сахалине. Здесь его героями были люди, с которыми художник близко общался, что выразилось в карандашных портретах из серии «Пограничники Камчатки». Башарина приглашали работать в Москву, но он возвратился в Иркутск. В 1971 г. Н. Башарин получал творческие уроки на Академической даче в Подмосковье, основанной великим русским художником Ильёй Репиным. Основное средство выразительности для Николая Башарина – эстампная и уникальная графика. Художник пишет городские пейзажи, портреты художников, знакомых. Впервые графические работы Башарина были представлены на выставке в 1971 г. С этого времени он принимает участие в городских, областных, союзных вернисажах. В 1973 г. его приняли в Союз художников России. Он много путешествует: Вологда, Красноярский край, Кемеровская область, Камчатка, Монголия… Особой гранью творчества Н. Башарина является портрет, в котором он тяготеет к лирической трактовке образа. С рождением дочери художник наблюдает, как зарождаются чувства ребёнка, что выразилось в картине «Таня Башарина». Художник пишет портреты своих друзей, коллег: Александра Муравьёва, В. Кузьмина, А. Ф. Рубцова. В работе над портретами художник стремится быть ближе к творчеству любимого им Рембрандта. Из более поздних художников Н. Башарину близок Ренато Гуттузо. Традиции классического портрета таких великих мастеров как В. Серов просматриваются в работе Н. Башарина «Портрет Алёны Степановой», «Портрет Светланы Гаращук». Значительных успехов художник достиг в литографии. Это его работа «Девушка в накомарнике» (1978), которая была репродуцирована центральными журналами. Воплощением женственности стали работы «Портрет Оли Мацекович», «Лена расписывает керамику», «Портрет Ирины Макеевой». Значительное место в творчестве графика занимает тема строительства БАМа. Это его работы «Я строю БАМ» (1975), «Водитель Константин», «Бамовец» (1972), выполненные тушью, углём, карандашом или сангиной. Выражением индивидуального мироощущения можно назвать офорты Башарина «Повариха», «Девушка с кошкой», «Семён Антонович». Поэтичность, образность прочитываются в его графическом листе «Первый подснежник». 200 летие со дня рождения А. С. Пушкина вдохновило художника на создание картины «Похолодало. Пушкин перед дуэлью». В ней Н. Башарин сумел передать тревожное предчувствие поэта, возможность трагической развязки. Николай Башарин известен и как живописец. Живопись у Башарина светлая и мягкая, рисунок лёгкий и быстрый. Он также пробует себя в композиционной картине. Среди живописных полотен и автопортрет художника: хитроватое лицо в рыжеватой бороде с насмешливой улыбкой. Городской пейзаж для Башарина является синонимом природы, и в повседневной жизни города он находит значительное, неповторимое. Пора листопада и зима – любимая гамма художника. Трогает и волнует поэтичность пейзажей «Ранняя весна» (1980), «Осенний день» (1980), «Осень» (2005), «Пейзаж с лошадкой» (2005), «Зимка», «Окрестности Иркутска». В портрете «Читая стихи Н. Рубцова» (1983) чувствуется поиск художником новых форм жанра, он использует минимум внешних аксессуаров. Это отражается в его графических и живописных работах цикла «В мастерской». Н. П. Башарин участвовал в выставках: областных – с 1960 г., зональных – с 1975, республиканских – с 1979, всесоюзных – с 1972, зарубежных – с 1978 г. Персональные выставки были в Иркутске в 1982, 1990, 1994, 1996 гг. Работы художника находятся в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Историческом музее (Москва), Иркутском художественном музее, в музеях и галереях городов Сибири (Барнаул, Кемерово, Новокузнецк, Чита), а также в частных собраниях Франции, Китая, Японии, США, Англии, Монголии, России. В 2000 г. Н. П. Башарин получил звание «Заслуженный художник Российской Федерации». Негромкий голос творчества Николая Башарина говорит о вечных ценностях жизни. Литература Леонидов, П. Искренность / П. Леонидов // Сов. молодёжь. – 1973. – 13 марта. Ларёва, Т. Мир его глазами / Т. Ларёва // Сов. молодёжь. – 1982. – 4 февр. Муравьёв, В. В экспозиции – иркутские графики / В. Муравьёв // Сов. молодёжь. – 1982. – 20 марта. Лалетина, Е. Альбом художника / Е. Лалетина // Вост.-Сиб. правда. – 1985. – 28 июня. Кобенков, А. Улица Башарина / А. Кобенков // Сов молодёжь. – 1986. – 28 июня. Лалетина, Е. Сказать о вечном, не повышая голоса / Е. Лалетина // Сов. молодёжь. – 1990. – 8 сент. Областная художественная выставка, посвящённая 60-летию иркутской организации Союза художников России / сост. И. А. Рожкова. – Иркутск, 1993. – С. 10. Башарин, Н. «Давайте не будем суетиться!» / Н. Башарин // Веч. Иркутск. – 1994. – 10–16 янв. Камышев, В. Добрый мир Николая Башарина / В. Камышев // Вост.-Сиб. правда. – 1994. – 12 окт. Предеин, В. Николай Башарин – традиционный, как солнце / В. Предеин // Дело. – 1994. – 7–9 окт. (№ 35). – С. 3. Художники Иркутска / сост. Т. Г. Ларёва. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1994. – С. 241–245 : портр., цв. ил. Художники Иркутска : [каталог]. – Иркутск, 1994. – [С. 13]. Диксон, В. Наше вам с кисточкой! / В. Диксон // Сов. молодёжь. – 1995. – 26 окт. Камышев, В. Загадка Н. Б. / В. Камышев // Комc. правда. – 1996. – 27 сент. – (Байкал). Ко дню рождения – выставка // Иркутск. – 1996. – 1 нояб. – С. 12. Легенды и мифы Байкала: Сибирская школа. – Иркутск, 1997. – С. 6–7. Башарин, Н. «Малые переживания» Николая Башарина / [интервью с художником записала Л. Матонина] // Сегодня. – 2000. – 10 нояб. – (Прил.: Сегодня в Иркутске). Кобенков, А. Жизнь улицы имени Башарина / А. Кобенков // Зелёная лампа. – 2000. – Дек. (№ 12). – С. 13, 16. К 60-летию художника. Сухаревская, Л. Каждый принёс самое дорогое… / Л. Сухаревская // СМ-Номер один. – 2000. – 3 нояб. – С. 14. О персональной выставке Н. Башарина, посвящённой его 60-летию. Художники. Галереи. Коллекционеры. – Иркутск : Артиздат, 2000. – С. 11. Ясникова, Т. Он это давно заслужил / Т. Ясникова // СМ-Номер один. – 2000. – 2 июня. – С. 14. 25 иркутских художников. – Иркутск : Артиздат. – 2004. – С. 16–19 : цв. ил. Графика. Век ХХ – век ХХI [Изоматериал] : кат. респ. выст. – Иркутск, 2006. – С. 12. Дом художника : альм. Иркут. регион. отд-ния Всерос. твор. обществ. об-ния «Союз художников России», 2005 / [сост., ред. С. Элоян]. – Иркутск : Артиздат, 2007. – С. 24, 27, 50, 62, 65, 87. Лагунова, И. Хулиган Николай Башарин / И. Лагунова // Обл. газ. – 2007. – 9 февр. (№ 13). – С. 8. Благотворительный аукцион : каталог. – Иркутск, 2008. – С. 6–7. Авторы
Зверева Валентина Валентиновна
Источники
Приангарье: годы, события, люди : календарь знаменат. и памят. дат Иркут. обл. на 2010 г. / сост. Л. А. Казанцева, И. П. Бедулина ; ред. Е. П. Малованюк. – Иркутск : изд. Иркут. обл. гос. универс. науч. б-ки им. И. И. Молчанова-Сибирского, 2009. – 224 c. : ил.
175-178
|
|