|
Указатели
|
Публикации / Кузьмин Владимир Александрович (Род. 1935)
Кузьмин Владимир Александрович (Род. 1935)ХудожникТематические группировки
Культура/Изобразительное искусство
Эти слова сказаны об иркутском живописце, заслуженном художнике России, лауреате премии им. Аркадия Вычугжанина Владимире Александровиче Кузьмине. Он родился в Иркутске в 1935 г. Профессиональное образование получил в Иркутском художественном училище, окончив его в 1960 г. Его учителями были выдающиеся мастера и замечательные педагоги Иван Крылов, Алексей Жибинов, Аркадий Вычугжанин. Вся жизнь В. А. Кузьмина связана с Сибирью. А Иркутск был и остаётся для него неиссякаемым источником вдохновения. Образы старого Иркутска – от памятников архитектуры до убогих двориков, утопающих в листве боярышника, черёмухи и рябины – неповторимы, уникальны своими мотивами, наполнены чувствами романтической любви к своему городу. Многих строений уже нет, но они остались на картинах художника: «Иркутский двор. Вечер» (1980), «Иркутские улочки» (1992), «Крещенский мороз» (1993), «Старый дом» (1999), «Улица Подгорная» (2004) и др. По словам писателя Анатолия Байбородина, друга и единомышленника Кузьмина, «Владимир любит писать старинные и просто старые дома, ибо в них, как в изморщенных лицах старых людей, так много нажитой мудрости, будто сама история народа написала на домах и лицах свои и скорбные, и радостные, и мудрые письмена». Один из любимых образов художника – Байкал. Он – то мрачный и величавый, то радостно-спокойный. В пейзаже «Старые лодки» (1981) передано ощущение вечности, чувство необъяснимой тревоги. А картина «Байкал» (1993) с игрой отражения неба в воде, скрадывающей линию горизонта, рождает ощущение бесконечности мира. Удивительная синева байкальского вечера в другой работе – «Байкал. Бухта» (1992). А в пейзаже «Хрустальный Байкал» (1993) – небо и вода ведут почти мистический диалог, рождая звуки, подобные звону хрусталя. Владимир Кузьмин часто обращается к одним и тем же сюжетам в пейзаже, изменяя их в зависимости от времени года, от вечернего или дневного света. Баушево – крошечная, в две улочки деревенька под Иркутском, где находилась дача художника. Стоит на светлой песчаной речушке, ничем неприметная, похожая на сотни таких же обездоленных деревенек. Пейзажи Баушево незатейливы и просты по мотивам, но полны задушевности и лиризма. Весенняя распутица, деревенская осень, зимние виды – всё это в работах «День субботний», «Осень в Баушево», «Сиреневый вечер», «Жаркий день», «Серебристое утро»… «В картинах Владимира Кузьмина лучи солнца ложатся на заснеженные крыши, идёт сиреневый дождь, манят к себе шпили старых церквей, играют дети, женщины безмятежны среди цветов, а синицы садятся на этюдник рядом с чистым холстом. Природа наделила художника талантом и редким даром колориста. Хорошие педагоги и собственная работоспособность помогли ему овладеть мастерством и лёгкостью кисти», – так оценивает творчество мастера искусствовед И. Бордовская. Также искренне выражает себя художник в жанре портрета. Его герои живут в согласии с собой и окружающим миром. Отношение автора к персонажу всегда ощутимо – это внимание, теплота, будь то случайно встреченный деревенский старик, или давний друг, художник или писатель. И больше всего художнику удаются те портреты, на которых изображены люди, духовно ему близкие: «Портрет писателя Е. Суворова», «Писатель Анатолий Байбородин», «Портрет художника Геннадия Шихалева», «Портрет Новиковой Натальи», «Портрет крестьянина-пенсионера»… А за портрет поэта Александра Никифорова в 1998 г. художник был удостоен премии им. А. Вычугжанина. Владимир Александрович много пишет своих близких, свою семью: наполненный светом солнечного дня портрет жены, весёлое застолье в день рождения, с яркими гроздьями рябины, внучку среди зелени и цветов дворика в Баушево… Владимир Кузьмин очень любит и такой жанр, как натюрморт. Особенно любит писать старые предметы: самовары, керамику, стекло, подсвечники, а также полевые цветы. Разные по цвету и форме, они скомпонованы в изящные композиции. Он ищет и находит в них гармонию. Есть у художника и тематические картины, в которых сплав жанров – пейзаж и натюрморт, портрет и пейзаж, интерьер и натюрморт. А в таких работах, как «Окно мастерской», «Автопортрет» мастер выразил своё понимание мира творчества. Город, мастерская, художник – всё это неразрывно, взаимосвязано. Из окна его мастерской открывается пространство города, а город «входит» в мир мастерской. В «Автопортрете» – маленький, худенький человек с кистью и палитрой в руках. Светлый человек на фоне светлой церкви. Владимир Александрович Кузьмин, ещё учась в училище, занимался спортом, играл в струнном оркестре. А ещё он пишет стихи. Благодаря своим педагогам, Владимир Александрович многое из их опыта взял в свою практику, став в 1973 г. преподавателем художественного училища. По его словам, «личный пример во всём – главное. Приношу в рюкзаке подсолнухи, ягоды, различные лесные дары, чтобы соорудить натюрморт пороскошней. Часто вывожу ребят на пленэр…» В. А. Кузьмин – участник областных, региональных, республикан-ских, а также международных выставок в Монголии, Японии, Финляндии, Германии. Персональные выставки проходили в Иркутске, Шелехове, Ангарске, Нижнеудинске, Новокузнецке. Произведения мастера находятся в музеях и галереях Москвы, Новосибирска, Томска, Кемерова, Ангарска, Новокузнецка, Шелехова, Иркутска и в частных коллекциях Франции, Болгарии, Финляндии, Италии, Германии. Владимир Кузьмин идёт в искусстве своим путём, на который встал много лет назад, ни с кем не споря, ни на кого не оглядываясь. Изменяясь, двигаясь вперёд, он сумел сохранить себя, свою внутреннюю цельность и чистоту. Л. И. Дунаева Литература Каталог выставки : живопись. – Иркутск, 1986. – 61 с. : ил. Байкал – Иркутск. – Иркутск, 1993. – 43 с. : ил. Краеведческий музей ; Окно ; Натюрморт ; Матрёнинская улица ; Поселенцы : репрод. // Сибирь. – 1999. – № 3. – 2, 3 с. обл. Тёплое окно : живопись, стихотворения. – Иркутск : Артиздат, 2000. – [36] с. : ил. Живопись / худож. А. А. Дурасов ; фот. С. Н. Мурзин ; вступ. ст. С. Е. Шемякиной. – Иркутск : Артиздат, 2005. – 84 с. : ил. О нём Ладик, Л. Снежный этюд / Л. Ладик // Сибирь. – 1981. – № 6. – С. 99–107. Баранова, С. Свой взгляд на мир / С. Баранова // Вост.-Сиб. правда. – 1986. – 8 янв. Областная художественная выставка, посвящённая 60-летию Иркутской организации Союза художников России / сост. И. А. Рожкова ; вступ. ст. С. Н. Барановой. – Иркутск, 1993. – С. 27. Бордовская, И. Светоносный ливень / И. Бордовская // Вост.-Сиб. правда. – 1994. – 10 нояб. Художники Иркутска / сост. Т. Г. Ларёва. – Иркутск ; М., 1994. – С. 31. Художники Иркутска / Т. Г. Ларёва ; вступ. ст. А. Д. Фатьянова. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1994. – С. 190–195. Байбородин, А. Добра и красоты в мире больше, чем зла и уродства / А. Байбородин // Говорит и показывает Иркутск. – 1995. – 22 дек. – С. 4–5. Житов, К. «Это русские картины» / К. Житов // Вост.-Сиб. правда. – 1995. – 21 дек. – С. 1. Ершова, Н. Свой портрет я подарю поэту / Н. Ершова // Вост.-Сиб. правда. – 1996. – 16 марта. – С. 13. Карпачёв, А. Светлый «Вечерний Иркутск» на светлой выставке мастера / А. Карпачёв, М. Лыкова // Иркутск. – 1996. – 27 янв. – С. 2. Кузьмин, В. «В горнице моей светло…» : / [ беседу с худож. вёл А. Байбородин] // Род. село. – 1996. – 6 янв. – С. 6–7 ; 27 янв. – С. 4–5. Байбородин, А. Крестьяне : [беседа с худож. о рус. деревне] / А. Байбородин // Земля. – 1999. – №. 4. – С. 4. Григорьева, С. Имени Аркадия Вычугжанина / С. Григорьева // Вост.-Сиб. правда. – 1999. – 31 дек. Кобенков, А. Счастливое спотыкание / А. Кобенков // Зелёная лампа. – 1999. – Сент. (№ 7). – С. 12–13. Кузьмин, В. «Люблю писать радостное, доброе…» / [вёл беседу И. Андриевский] // Сибирь. – 1999. – № 3. – С. 165–168 : ил. Сухаревская, Л. Присуждена премия Аркадия Вычугжанина / Л. Сухаревская // СМ-Номер один. – 1999. – 8 янв. – С. 6. Художники, галереи, коллекционеры. – Иркутск : Артиздат, 2000. – С. 35. Варварин, П. На языке родных осин, или Союз трёх патриотов / П. Варварин // Зелёная лампа. – 2001. – № 12. – С. 12–13. 25 иркутских художников. – Иркутск : Артиздат, 2004. – С. 34–39. Иркутск : энцикл. слов. – Иркутск, 2006. – С. 193. Коллекция: живопись, графика, скульптура : из частного собрания А. А. Дедюхина. – Иркутск : Артиздат, 2009. – С. 22–23. Краснобаев, И. «Я Родину зелёную и снежную люблю…» : портр. худож. В. Кузьмина / И. Краснобаев // Иркут. кремль. – 2009. – № 3. – С. 162–165. : ил., портр. У нас в Иркутске есть замечательный художник, искренний, честный, добрый, постоянно приглашающий к добру, как к празднику. В. Распутин Э ти слова сказаны об иркутском живописце, заслуженном художнике России, лауреате премии им. Аркадия Вычугжанина Владимире Александровиче Кузьмине. Он родился в Иркутске в 1935 г. Профессиональное образование получил в Иркутском художественном училище, окончив его в 1960 г. Его учителями были выдающиеся мастера и замечательные педагоги Иван Крылов, Алексей Жибинов, Аркадий Вычугжанин. Вся жизнь В. А. Кузьмина связана с Сибирью. А Иркутск был и остаётся для него неиссякаемым источником вдохновения. Образы старого Иркутска – от памятников архитектуры до убогих двориков, утопающих в листве боярышника, черёмухи и рябины – неповторимы, уникальны своими мотивами, наполнены чувствами романтической любви к своему городу. Многих строений уже нет, но они остались на картинах художника: «Иркутский двор. Вечер» (1980), «Иркутские улочки» (1992), «Крещенский мороз» (1993), «Старый дом» (1999), «Улица Подгорная» (2004) и др. По словам писателя Анатолия Байбородина, друга и единомышленника Кузьмина, «Владимир любит писать старинные и просто старые дома, ибо в них, как в изморщенных лицах старых людей, так много нажитой мудрости, будто сама история народа написала на домах и лицах свои и скорбные, и радостные, и мудрые письмена». Один из любимых образов художника – Байкал. Он – то мрачный и величавый, то радостно-спокойный. В пейзаже «Старые лодки» (1981) передано ощущение вечности, чувство необъяснимой тревоги. А картина «Байкал» (1993) с игрой отражения неба в воде, скрадывающей линию горизонта, рождает ощущение бесконечности мира. Удивительная синева байкальского вечера в другой работе – «Байкал. Бухта» (1992). А в пейзаже «Хрустальный Байкал» (1993) – небо и вода ведут почти мистический диалог, рождая звуки, подобные звону хрусталя. Владимир Кузьмин часто обращается к одним и тем же сюжетам в пейзаже, изменяя их в зависимости от времени года, от вечернего или дневного света. Баушево – крошечная, в две улочки деревенька под Иркутском, где находилась дача художника. Стоит на светлой песчаной речушке, ничем неприметная, похожая на сотни таких же обездоленных деревенек. Пейзажи Баушево незатейливы и просты по мотивам, но полны задушевности и лиризма. Весенняя распутица, деревенская осень, зимние виды – всё это в работах «День субботний», «Осень в Баушево», «Сиреневый вечер», «Жаркий день», «Серебристое утро»… «В картинах Владимира Кузьмина лучи солнца ложатся на заснеженные крыши, идёт сиреневый дождь, манят к себе шпили старых церквей, играют дети, женщины безмятежны среди цветов, а синицы садятся на этюдник рядом с чистым холстом. Природа наделила художника талантом и редким даром колориста. Хорошие педагоги и собственная работоспособность помогли ему овладеть мастерством и лёгкостью кисти», – так оценивает творчество мастера искусствовед И. Бордовская. Также искренне выражает себя художник в жанре портрета. Его герои живут в согласии с собой и окружающим миром. Отношение автора к персонажу всегда ощутимо – это внимание, теплота, будь то случайно встреченный деревенский старик, или давний друг, художник или писатель. И больше всего художнику удаются те портреты, на которых изображены люди, духовно ему близкие: «Портрет писателя Е. Суворова», «Писатель Анатолий Байбородин», «Портрет художника Геннадия Шихалева», «Портрет Новиковой Натальи», «Портрет крестьянина-пенсионера»… А за портрет поэта Александра Никифорова в 1998 г. художник был удостоен премии им. А. Вычугжанина. Владимир Александрович много пишет своих близких, свою семью: наполненный светом солнечного дня портрет жены, весёлое застолье в день рождения, с яркими гроздьями рябины, внучку среди зелени и цветов дворика в Баушево… Владимир Кузьмин очень любит и такой жанр, как натюрморт. Особенно любит писать старые предметы: самовары, керамику, стекло, подсвечники, а также полевые цветы. Разные по цвету и форме, они скомпонованы в изящные композиции. Он ищет и находит в них гармонию. Есть у художника и тематические картины, в которых сплав жанров – пейзаж и натюрморт, портрет и пейзаж, интерьер и натюрморт. А в таких работах, как «Окно мастерской», «Автопортрет» мастер выразил своё понимание мира творчества. Город, мастерская, художник – всё это неразрывно, взаимосвязано. Из окна его мастерской открывается пространство города, а город «входит» в мир мастерской. В «Автопортрете» – маленький, худенький человек с кистью и палитрой в руках. Светлый человек на фоне светлой церкви. Владимир Александрович Кузьмин, ещё учась в училище, занимался спортом, играл в струнном оркестре. А ещё он пишет стихи. Благодаря своим педагогам, Владимир Александрович многое из их опыта взял в свою практику, став в 1973 г. преподавателем художественного училища. По его словам, «личный пример во всём – главное. Приношу в рюкзаке подсолнухи, ягоды, различные лесные дары, чтобы соорудить натюрморт пороскошней. Часто вывожу ребят на пленэр…» В. А. Кузьмин – участник областных, региональных, республикан-ских, а также международных выставок в Монголии, Японии, Финляндии, Германии. Персональные выставки проходили в Иркутске, Шелехове, Ангарске, Нижнеудинске, Новокузнецке. Произведения мастера находятся в музеях и галереях Москвы, Новосибирска, Томска, Кемерова, Ангарска, Новокузнецка, Шелехова, Иркутска и в частных коллекциях Франции, Болгарии, Финляндии, Италии, Германии. Владимир Кузьмин идёт в искусстве своим путём, на который встал много лет назад, ни с кем не споря, ни на кого не оглядываясь. Изменяясь, двигаясь вперёд, он сумел сохранить себя, свою внутреннюю цельность и чистоту. Литература Каталог выставки : живопись. – Иркутск, 1986. – 61 с. : ил. Байкал – Иркутск. – Иркутск, 1993. – 43 с. : ил. Краеведческий музей ; Окно ; Натюрморт ; Матрёнинская улица ; Поселенцы : репрод. // Сибирь. – 1999. – № 3. – 2, 3 с. обл. Тёплое окно : живопись, стихотворения. – Иркутск : Артиздат, 2000. – [36] с. : ил. Живопись / худож. А. А. Дурасов ; фот. С. Н. Мурзин ; вступ. ст. С. Е. Шемякиной. – Иркутск : Артиздат, 2005. – 84 с. : ил. О нём Ладик, Л. Снежный этюд / Л. Ладик // Сибирь. – 1981. – № 6. – С. 99–107. Баранова, С. Свой взгляд на мир / С. Баранова // Вост.-Сиб. правда. – 1986. – 8 янв. Областная художественная выставка, посвящённая 60-летию Иркутской организации Союза художников России / сост. И. А. Рожкова ; вступ. ст. С. Н. Барановой. – Иркутск, 1993. – С. 27. Бордовская, И. Светоносный ливень / И. Бордовская // Вост.-Сиб. правда. – 1994. – 10 нояб. Художники Иркутска / сост. Т. Г. Ларёва. – Иркутск ; М., 1994. – С. 31. Художники Иркутска / Т. Г. Ларёва ; вступ. ст. А. Д. Фатьянова. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1994. – С. 190–195. Байбородин, А. Добра и красоты в мире больше, чем зла и уродства / А. Байбородин // Говорит и показывает Иркутск. – 1995. – 22 дек. – С. 4–5. Житов, К. «Это русские картины» / К. Житов // Вост.-Сиб. правда. – 1995. – 21 дек. – С. 1. Ершова, Н. Свой портрет я подарю поэту / Н. Ершова // Вост.-Сиб. правда. – 1996. – 16 марта. – С. 13. Карпачёв, А. Светлый «Вечерний Иркутск» на светлой выставке мастера / А. Карпачёв, М. Лыкова // Иркутск. – 1996. – 27 янв. – С. 2. Кузьмин, В. «В горнице моей светло…» : / [ беседу с худож. вёл А. Байбородин] // Род. село. – 1996. – 6 янв. – С. 6–7 ; 27 янв. – С. 4–5. Байбородин, А. Крестьяне : [беседа с худож. о рус. деревне] / А. Байбородин // Земля. – 1999. – №. 4. – С. 4. Григорьева, С. Имени Аркадия Вычугжанина / С. Григорьева // Вост.-Сиб. правда. – 1999. – 31 дек. Кобенков, А. Счастливое спотыкание / А. Кобенков // Зелёная лампа. – 1999. – Сент. (№ 7). – С. 12–13. Кузьмин, В. «Люблю писать радостное, доброе…» / [вёл беседу И. Андриевский] // Сибирь. – 1999. – № 3. – С. 165–168 : ил. Сухаревская, Л. Присуждена премия Аркадия Вычугжанина / Л. Сухаревская // СМ-Номер один. – 1999. – 8 янв. – С. 6. Художники, галереи, коллекционеры. – Иркутск : Артиздат, 2000. – С. 35. Варварин, П. На языке родных осин, или Союз трёх патриотов / П. Варварин // Зелёная лампа. – 2001. – № 12. – С. 12–13. 25 иркутских художников. – Иркутск : Артиздат, 2004. – С. 34–39. Иркутск : энцикл. слов. – Иркутск, 2006. – С. 193. Коллекция: живопись, графика, скульптура : из частного собрания А. А. Дедюхина. – Иркутск : Артиздат, 2009. – С. 22–23. Краснобаев, И. «Я Родину зелёную и снежную люблю…» : портр. худож. В. Кузьмина / И. Краснобаев // Иркут. кремль. – 2009. – № 3. – С. 162–165. : ил., портр. Авторы
Дунаева Лидия Ивановна
Источники
Приангарье: годы, события, люди : календарь знаменат. и памят. дат Иркут. обл. на 2010 г. / сост. Л. А. Казанцева, И. П. Бедулина ; ред. Е. П. Малованюк. – Иркутск : изд. Иркут. обл. гос. универс. науч. б-ки им. И. И. Молчанова-Сибирского, 2009. – 224 c. : ил.
199-202
|
|