Персоны / Элоян Сергей Норикович
Художник

Краткая биография
Э лоян Сергей Норикович родился в 1958 г. в Нижнем Тагиле. По окончании восьми классов поступил на декоративное отделение Иркут-ского училища искусств. После службы в армии работал в Иркутском художественном фонде, далее учился в Красноярском художественном институте на факультете интерьеров и оборудования, который окончил в 1988 г. Живописью он увлёкся в годы учёбы в институте. Начал писать для себя, экспериментировать, пробовать различную технику наложения краски на холст. Большим везением для него стала поездка с группой иркутских художников на международный пленэр в Болгарию. Там накопленные знания по изобразительному искусству нашли своё выражение. Он начал рисовать так, как хотел, как подсказывала интуиция. Элоян сегодня известен более как живописец. Его картины полны тепла, света, передаваемых неяркими, но очень тёплыми цветами. В картинах «Лодочник», «Спящий рыбак», «Лодка» герои находятся в центре некоего золотого, голубого или звёздного пространства и кажутся пришельцами из других миров или святыми. Метафоричность присутствует в каждой работе Сергея Элояна. Его Преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский – святые, искупающие грехи человеческие. В их позах – одиночество, размышления о бренности бытия и отстранённость от её суетности. В своих живописных полотнах Сергей Элоян не противоречит реализму, не противостоит ему, но сюжеты и герои его картин больше связаны с идеальным миром символов и философских категорий, чем с материальным, земным. С 1989 по 1994 г. он преподавал композицию и мастерство в Иркутском художественном училище. С 1991 г. – член Союза художников России. С 1991 по 1994 г. – председатель правления Иркутской организации Союза художников России. С 1998 г. – член Союза дизайнеров России. Участвовал в ряде выставок – в Москве, Париже, Берлине, Сеуле, Штутгарте. Удостоен первой премии на конкурсе проектов мемориальной часовни на месте авиакатастрофы в посёлке Мамоны. Лауреат второй премии конкурса проекта памятного знака Иркутска в парке Канадзавы (Япония). Как художник-дизайнер выполнил ряд проектов – Иркутского музея связи (1987), Иркутского театра народной драмы (1988), Усть-Ордынского музея ремёсел бурят Прибайкалья (1989), Дворца культуры в Байкальске (1990), павильона Иркутска на ярмарке городов в Москве (1996). В 2001 г. в числе 10 художников участвовал в сибирском биеннале во Франции. «Цвет и марки» – условное название выставки. В 2004 г. прошла выставка натюрморта под названием «Тихая жизнь», составителем которой стал С. Элоян. Объясняя, почему ему показалось интересным посвятить свою выставку натюрморту, художник заметил, что из всех живописных жанров этот наиболее склонен к эксперименту. На натюрморте основывались все авангардные течения. Пластичность и содержательность натюрморта позволяют выразить в этой форме различные идеи о мире, позволяют порой целый язык символов, как это сделали малые голландцы. Собственные работы Элояна отличаются философской глубиной и идейной продуманностью. В 2005 г. он получил звание заслуженного художника России. Его работы находятся в Кемеровском областном музее изобразительного искусства, картинной галерее имени Н. Маринова (Болгария), галерее «Кунстхоф» (Германия), Музее истории города Иркутска и других галереях и собраниях. В последние годы художник занимается книжной графикой. Вместе с издателем Геннадием Сапроновым оформляет книги писателей Г. Михасенко, М. Кураева, В. Астафьева, В. Распутина, Л. Кэрролла, литературоведов В. Курбатова, А. Борщаговского, Л. Аннинского. Интересно иллюстрирован трёхтомник книг Г. Михасенко. Художник нашёл для книг единый оформительский стиль. Самолётики, сложенные из школьных тетрадных листков в клеточку, «перелетают» с обложки на обложку, несут на борту надписи – названия повестей. «Моё понимание книги – это единый организм, идея художника как нитью прошивает всё издание, – говорит Сергей Элоян. – Что ещё важно – книга как объект материальной культуры должна быть хорошо сработана.» В течение полутора лет художник занимался иллюстрациями к книге В. Астафьева «Царь-рыба», забросив, по собственному признанию, «всё остальное». «Для меня эта работа – эпохальная, это целый жизненный этап», – признавался художник. Имея опыт работы в жанре живописи, графики, проектирования интерьеров, он приходит к мнению, что иллюстрирование «Царь-рыбы» – работа, по объёму не сравнимая ни с одной предыдущей. «Книга оформлена в классической манере, потому что «Царь-рыба» стоит в ряду лучших произведений XX века, – говорит художник С. Элоян. – Сознательно выбрал приглушённые тона: коричнево-серый, синий, неяркий зелёный. Хотелось передать атмосферу сурового сибирского края, особенно в северных районах. Когда я впервые попал в те места, удивили цвета природы: трава не зелёная, а иссиня-зелёная, небо очень синее. Даже тёплые тона коричневой земли подёрнуты холодом. Да и герои Астафьева, хотя в книге есть и лирические, пасторальные картины, живут суровой жизнью». Художник ведёт по страницам, благодаря кисти мастера книга притягивает образами, она поэтична, читается легко, увлечённо. Творчество художника представлено особым образом при оформлении книг Валентина Распутина: собрание сочинений в четырёх томах, «Сибирь, Сибирь…», «В поисках берега»… Сергей Элоян является одним из авторов нового выставочного проекта «Семь чудес цвета», который стартовал зимой в Иркутске в 2007 г. Её участниками тогда стали пятнадцать иркутских художников. Цикл начался с «белой» выставки, а продолжился осенью жёлтым цветом. Выставка «Жёлтый» – это показ возможностей жёлтого цвета в живописных работах художников, это различные технические приёмы в живописи, разнообразные жанры – пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые работы. На этой выставке представлены особо интересные картины С. Элояна «Лодочник» и «Чаша». За художественные работы 2006–2007 г. в жанре оформления книг художник удостоен Губернаторской премии за 2007 г. А также награждён Знаком отличия «За заслуги перед Иркутской областью». «Дробное декоративное многоцветие, драгоценность и насыщенность картинной поверхности – особенность почти всех произведений художника, независимо от их тематики – светской или религиозной. Ставя перед собой космическую по масштабу и максимализму задачу – «уловить ритмическую основу мира», – художник Сергей Элоян, разумеется, прав. И не только как художник, но и как человек, дерзнувший поместить себя в центр мироздания. Это не претензия и не поза, а единственно возможная позиция для того, чтобы понимать и творить», – обращает внимание Вильям Мейланд на особенность творческой манеры художника. «Это уж будто и не живопись, а сны и золотые детские молитвы, которые своим спасительным светом ещё удерживают мир от окончательного поражения…» – характеризует творчество С. Элояна известный литературный критик В. Я. Курбатов. Г. Ш. Хонгордоева Литература Сергей Элоян : живопись. Каталог выставки = Sergei Aloian : painting : Exhidition Catalogue / сост. И. А. Рожкова. – Иркутск : Артиздат, 2001. – 32 с. : рис., фот. Сергей Элоян : Живопись = Sergei Aloian : Painting / авт. вступ. ст. А. Кобенков ; фот. С. Мурзина. – Иркутск : Вектор, 2001. – 58 с. : рис., фот. Элоян Сергей Норикович // 25 иркутских художников. – Иркутск, 2004. – С. 154–159. Богатых, А. Парижские прогулки иркутских художников // СМ-Номер один. – 2001. – 23 нояб. – С. 9. Иркутск – Астафьеву // Зелёная лампа. – 2001. – № 5 (Май). – С. 3. Об издании новой книги «Пролётный гусь» В. Астафьева издательской группой «Вектор» в Иркутске. Сухаревская, Л. И. К нам вернулся милый Эп // СМ-Номер один. – 2001. – 2 марта. – С. 14. Элоян, С. «Я рисую долго… » / вёл В. Науменко // Иркутск. – 2001. – 27 апр. – С. 6. Преображенская, О. Сергей Элоян строит Вавилонскую башню // Иркутск. – 2002. – 12 апр. – С. 11. О выставке картин С. Элояна в Иркутском художественном музее. Элоян, С. Армянин, рождённый на Урале, стал иркутским художником европейского масштаба / вела С. Жартун // Честное слово. – 2002. – 23–29 апр. – С. 7. Элоян, С. По стопам Бенуа / вёл О. Гулевский // Трибуна. – 2002. – 29 марта. – (Прил. : 1/10 России. – С. 10). Потапчук, С. Сергей Элоян раскрасил «Царь-рыбу» // Коммерсант. – 2003. – 11 сент. – С. 12. Соболева, О. Иркутская царь-книга // Бизнес Мост. – 2003. – № 4 (Май). – С. 52. Элоян, С. Мудрая палитра Сергея Элояна / вёл О. Гулевский // Трибуна. – 2005. – № 97 (3 июня). – (Прил. : 1/10 России. – С. 11). Яровая, А. Просто Элоян // Труд. – 2005. – № 98 (2 июня). – (Прил. : Труд. Байкал. – С. VI). Жартун, С. Параллельные миры Сергея Элояна // Обл. газ., Иркутск. – 2006. – № 66 (23 авг.). – С. 12. Сухаревская, Л. О чём писатель пишет, о чём молчит? : критик и литературовед В. Курбатов размышляет о творчестве сиб. собратьев // Байкал. вести. – 2006. – № 26 (11 – 17 июля). – С. 16. Летопись художественной жизни // Вост-Сиб. правда. – 2006. – № 249 (14 нояб.). – С. 2. Смирнов, В. В честь великого земляка // Правда. – 2007. – № 28 (22 марта). – С. 4. Сухаревская, Л. Чудо первое – белый… // Байкал. вести. – 2007. – № 5 (6–12 февр.). – С. 19. Элоян, С. Вы наши музы // Иркутянка. – 2007. – № 3/4 (Март). – С. 6. Соболев, Е. Семь чудес цвета : жёлтый // Вост.-Сиб. правда. – 2007. – № 183 (25 сент.) – С. 4. О выставке работ иркутских художников «Жёлтый», задуманной художником С. Элояном в рамках проекта «Семь чудес цвета». Элоян, С. В Иркутске появится памятник бабру / записал А. Кокин // Обл. газ., Иркутск. – 2007. – 17 авг. – С. 11. Элоян, С. Формула случая Сергея Элояна / записала Ю. Сергеева // Вост.-Сиб. правда. – 2007. – 7 июля. – С. 8–

Годы жизни
1958

Год рождения
1958


Элоян Сергей Норикович (Родился в 1958 г.)