Персоны / Гимов Лев Борисович
Художник

Краткая биография
Лев Борисович Гимов – живописец, график, педагог, член Союза художников России. Родился в Иркутске 19 марта 1935 г. Ещё в школе он почувствовал тягу к изобразительному искусству: восьмиклассником пришёл в изостудию Дворца пионеров и за два года не пропустил ни одного занятия. Потом была настоящая школа мастерства в Иркутском художественном училище, которое он окончил в 1957 г. Будущего художника здесь ценили не только за способности, но и за стремление их реализовать. Вспоминая учителей, Гимов отмечает, что сильнее всего на него повлияли А. И. Вычугжанин и А. И. Алексеев. В начале 1960-х гг. он написал портрет Аркадия Вычугжанина. После окончания училища Л. Гимов остался в нём преподавать на долгие 30 лет. В 1955 г. художник впервые принял участие в профессиональной выставке. Становление Гимова-художника совпало с прекрасным временем – началом 1960-х. Воздух свободы кружил молодые головы. В городе появился ТОМ – творческая организация молодых: писателей, актёров, живописцев. Художники организовали свою студию. В Иркутске как в Париже – они сбрасывались на оплату натурщиков и рисовали одну модель, жадно сравнивая работы друг друга. В 1990-х он снова вспомнит былое братство: напишет групповой портрет иркутских писателей-шестидесятников: Вампилова, Распутина, Машкина, Шугаева – так называемой «иркутской стенки». В советское время у художников была возможность много ездить по стране. Наряду с отражением величия строек и трудовых подвигов советских людей, мастера кисти писали мечети Самарканда, пейзажи Ялты, ханский дворец в Бахчисарае, кривые татарские улочки Гурзуфа. На юге Гимов понял: не надо бояться цвета, нужно работать на контрасте тона и цвета. В Гурзуфе, в Крымской обсерватории, он выставил живописные работы – так много удалось написать в то лето. Подготовка к фестивалю «Художники – флоту» позволила Л. Гимову совершить путешествие по Чёрному морю, Сахалину и Курилам. На полотнах остались морские пейзажи, корабли, лица моряков. И все же Байкал писал Лев Гимов чаще всего. Порт Байкал в начале 1980-х стали называть иркутским Переделкино. В пейзажах Льва Гимова этого периода все переменчивые состояния природы: хмурый, строгий, тревожный Байкал, а рядом – сияющий, летний, нарядный мир, пиршество красок. Как правило, большинство этих работ написано на пленэре – на одном дыхании. Отсюда их «непричёсанность», отсюда же и свежесть взгляда. Художнику чужд как мистицизм, так и философствование. Корова, лежащая на байкальском берегу, – не знак и не символ. Так же как и миска с только что пойманным омулем, прохладным и плотным на вид. Одной из лучших работ байкальского цикла признан триптих «Деревья на Байкале». В конце 1970–начале 1980-х Гимов много путешествовал по Байкалу. Тогда озеро-море стало, по его словам, «настоящим объектом художественного исследования». Льва Гимова интересует прошлое Сибири. «Декабристы в Иркутске» – возможно, сначала это была просто востребованная тема. Потом она стала личной и уже не отпускала от себя. Сначала появились графические листы. Самым значительным стал триптих «Декабристы» (1975 г.) Позднее художник стал разрабатывать тему уже средствами живописи. «Каторжная академия» – историческое полотно о жизни декабристов в Читинском остроге – впервые предстало перед зрителями на республиканской выставке, посвящённой годовщине восстания декабристов. В конце 1980-х появились ещё две работы: «Послание» и «В Сибирь». Полотно «Иркутский острог» помечено в каталоге 1985 годом. Между тем Гимов вновь и вновь возвращался к нему. Он менял колорит, дополнял композицию новыми деталями – искал тот образ, который наиболее точно выражал бы дух времени, рождавшего вольнолюбивых и дерзких людей, которые осваивали наш край. С середины 1990-х гг. в культурное пространство Иркутска вошла ещё одна тема: «История Русской Америки». Был создан клуб «Иркутск – ФортРосс». Итогом работы стало большое полотно «Крестный ход в Русской Америке». В центре картины легендарная личность – епископ Иннокентий Вениаминов. Художник не считает работу над этой картиной законченной, хотя она уже выставлялась. Он хочет сделать фигуру Иннокентия Вениаминова более выразительной, «подтянуть» фон. «Сейчас для меня время осмысления и раздумий», – говорит Лев Борисович. В 2005 г. его юбилейная выставка приятно удивила свежестью и энергией. Хочется верить, что «время раздумий» подарит нам новые работы зрелого мастера. Г. И. Маркина Литература В дар музею // Вост.-Сиб. правда. – 1990. – 10 июля. О выставке картин Л. Гимова в краеведческом музее г. Горнозаводска Пермской области. Быков, О. Шум прибоя в зимнем городе / О. Быков // Вост.-Сиб.правда. – 1991. – 26 янв. – С. 5. Репортаж из мастерской художника. Маркова, Т. Суровый лирик / Т. Маркова // Вост.-Сиб. правда. – 1993. – 12 окт. Гимов Лев Борисович : кат. выст. к 60-летию со дня рождения художника. – Иркутск, 1995. – [31] с. Дьяконова, Т. Светлая грусть по родине наших предков / Т. Дьяконова // Аргументы и факты. – 1995. – Авг. (№ 31). – Беспл. информ.-реклам. прил. – С. 8. О выставке картин, посвящённой 60-летию художника. Забелин, П. Лев Гимов, знакомый и неизвестный / П. Забелин // Вост.-Сиб. правда. – 1995. – 22 июля. – С. 13. С персональной выставки художника. Машкин, Г. «Мы не последние люди в нашем отечестве» / Г. Машкин // Иркут. культура. – 1995. – Авг.–сент. (№ 7/8). – С. 21. Налимова, О. Погружение в суть / О. Налимова // Губерния. – 1995. – 1 авг. – С. 2. Санжиева, Е. Дуэль обошлась без крови / Е. Санжиева // Совет. молодёжь. – 1995. – 7 дек. – С. 4. О творческом состязании художников Л. Гимова и В. Несынова на кафедре искусствоведения Восточного факультета Иркутского технического университета. Сухаревская, Л. «Не спи, не спи, художник…» / Л. Сухаревская // Сов. молодёжь. – 1995. – 18 марта. – С. 1. Балков, Ю. Он полон сил и вдохновенья / Ю. Балков // Байкал-экспресс. – 1998. – Май (№ 13). – С. 6. О выставке пастелей художника. Богатых, А. Лев Гимов – поэт в живописи / А. Богатых // СМ-Номер один. – 2000. – 25 авг. – С. 14 : ил. Викторова, Т. Суровая лирика – сибирский стиль / Т. Викторова // Сибирь. – 2000. – № 6. – С. 154–157 : ил. О юбилейной выставке художника. К 65-летию со дня рождения. Гимов, Л. Б. Протопоп Аввакум на Байкале ; Иркутский острог. XVII век ; Исток Ангары ; Родина моих предков : цв. репрод. / Л. Б. Гимов // Сибирь. – 2000. – № 5. – 2, 3 с. обл. Гордин, А. Лев Гимов: «Художник – это не профессия, а судьба...» / А. Гордин // Александров. централ. – 2003. – Янв. – С. 16, 17. Рекунова, В. Лев Гимов, сын солдата, внук двенадцатого апостола / В. Рекунова // Бизнес-мост. –2003. – № 10. – С. 60–61. Быков, О. Источник вдохновения / О. Быков // Вост.-Сиб. правда. – 2005. – 17 марта (№ 54). – С. 8. Быков, О. Рождение картины / О. Быков // Вост.-Сиб. правда. – 2005. – 5–6 нояб. (№ 236/237) – С. 8–9. «Иркутская земля» Льва Гимова // Род. земля. – 2005. – 6 окт. (№ 39). – С. 16. Степанова, Д. Мастер «без кистей и красок» / Д. Степанова // Байкал. вести. – 2005. – 11–17 окт. (№ 43). – С. 17. Ясникова, Т. Иркутская земля – русская земля / Т. Ясникова // Культура. – Иркутск, 2005. – Окт.–нояб. (№ 10). – С. 13. Гимов Лев Борисович // Иркутск : энцикл. слов. – Иркутск, 2006. – С. 83. Гимов, Л. Даёшь сибирское кино! / Л. Гимов // Род. земля. – 2006. – 21 авг. (№ 33). – С. 7. Предложение о создании на Байкале киностудии. Орлова, Е. Планета « Железяка» / Е. Орлова // Обл. газ. – 2006. – 14 июля (№ 49). – С. 16. Гимов, Л. Записки художника / Л. Гимов ; Иркут. обл. худож. музей им. В. П. Сукачёва, Иркут. регион. отд-ние ВТОО «Союз художников России», Музей истории г. Иркутска. – Иркутск, 2008. – 38 с. : ил. Маркина, Г. Лев Гимов: время раздумий : заметки об иркут. художнике / Г. Маркина // Мои года. – 2009. – 16 мая (№ 20). – С. 8–9. * * * Лев Борисович Гимов : библиогр. указ. / сост. Л. И. Дунаева, Л. А. Казанцева ; Иркут. обл. публ. б-ка им. И. И. Молчанова-Сибирского. – Иркутск, 1997. – 25 с. – На обл. загл.: Художник Лев Гимов.

Годы жизни
1935

Год рождения
1935


Гимов Лев Борисович (Родился в 1935 г.)